Masarykovo nádraží ČD
Железнодорожный вокзал имени Масарика – старейший в Праге, и на момент его сооружения был самым большим в Европе. Его построили в конце XIX века по проекту архитектора А. Юнглинга, чтобы удовлетворить все возрастающие потребности города. За девять месяцев были возведены основные вокзальные и вспомогательные постройки практически в центре чешской столицы и проложены железнодорожные пути.
Прага в то время была окружена крепостными стенами, оставшимися со времен средневековья, и для беспрепятственного прохода поездов в них пробили шесть ворот – три для пассажирских и три для грузовых составов. Для безопасности города ворота традиционно запирались на ночь. Здания самого вокзала построили внутри, а вспомогательные производственные сооружения – за городской стеной. Прибытие первого поезда состоялось в 1845 году, и с тех пор движение составов осуществляется регулярно.
Изначально он назывался «Вокзал Прага», поезда шли до города Оломоуца. На протяжении истории название менялось шесть раз: он был и Гибернским, и Прага-Центр, а в 1990 году наконец окончательно получил имя «Вокзал имени Масарика» в честь первого президента Чехословацкой республики, хотя впервые был так назван еще в 1918 году.
Настоящее
Сейчас вокзал Масарика принимает в основном пригородные поезда, но есть и несколько международных рейсов. Его пропускная способность – 20 поездов в час, прибывающих на семь железнодорожный путей. Для приезжающих и для отъезжающих пассажиров существуют разные здания – так было задумано еще при проектировании. Первое выходит на улицу Гавличкова, а второе – на улицу Гибернска. Оба здания абсолютно одинаковы, построены в модном для середины XIX века стиле позднего классицизма. Комплекс вокзала состоит из перпендикулярно расположенных корпусов, соединенных между собой залом для прибытия поездов. Крыша этого зала стеклянная, что было свойственно всем вокзальным постройкам той поры, и покоится на чугунных опорах. Поскольку это конечная станция, пути расположены практически внутри вокзального комплекса. Посадка и высадка пассажиров осуществляется с четырех платформ.
Вокзальные здания украшены двумя квадратными трехэтажными башнями с крышами в форме пирамиды. Башни высотой 31,5 метра, 10 из которых составляет высота крыши. В верхней части каждой башни расположены часы и окна в стиле ампир.
На улице Гавличкова находится здание так называемого вокзального «ресторанного павильона», спроектированного архитектором Руппертом.
Поле реконструкции в 1990-х годах, вокзал обрел свой настоящий облик. Были снесены все лишние пристройки эпохи соцреализма, фасады главных зданий отреставрировали в соответствии с историческим проектом. Восстановили лепные и мраморные украшения в залах ожидания, обновили жестяные элементы и крышу, каменные изваяния и скульптуры, полностью вернув зданиям былое богатое оформление и внутренние интерьеры. В так называемом «Президентском салоне» был установлен бюст Т.Г. Масарика и Яна Пернера.
Среди достопримечательностей вокзала можно упомянуть памятную доску чехам, эмигрировавшим в США после 1848 года. Она была установлена в честь 500-летия открытия Америки.
Будучи пригородным, вокзал имени Масарика открыт ежедневно с 3.40 до 23.35. Ночью на него поезда не прибывают. С 6.30 до 17.50 работает камера хранения, также есть автоматические боксы для багажа. Билеты можно приобрести как в кассах, так и специальных автоматах по продаже билетов. Время работы касс совпадает со временем работы самого вокзала. На территории есть парковка для автомобилей, работают несколько кафе и ресторанчиков, почтовое отделение. Кстати, первая почта была открыта еще в 1922 году!
Реконструкция
Пражская железнодорожная администрация получила долгожданное разрешение на реконструкцию вокзала имени Масарика. Это станет масштабным обновлением вокзала за последние десятилетия. Работы начнутся в этом году и закончатся в 2026 году.
В ходе реконструкции добавят два новых пути, отремонтируют все платформы. Будет создан новый широкий надземный переход, который позволит людям легко перемещаться между платформами и добраться до метро на площади Республики. Вокзал им. Масарика также озеленят. Общая стоимость проекта составит более двух миллиардов крон.
Историческое здание вокзала сохранится, что будет приятно для всех, кто любит архитектуру старых зданий. Некоторые этапы реализации проекта потребуют ограничений движения, но это не повлияет на общую доступность вокзала.
Открытие обновленного вокзала им. Масарика станет одним из главных событий транспортной инфраструктуры в Праге в ближайшие годы.
Уже доступен визуальный проект ожидаемой модернизации, фото прилагаем ниже.