Maiselova synagoga
Еврейский город – компактное место заселения евреев, которые приезжали в Прагу начиная с Х века, и образовали одну из самых крупных диаспор в Европе. Еврейский город имел са моуправление и, как бы сказали сегодня, инфраструктуру. Не последнее место в ней занимали синагоги. Одна из самых красивых и известных – Майзелова синагога.
История
К XVI веку в Праге уже было много евреев, наживших состояние. Одним из них был глава Еврейского города Мордехай Майзель, «придворный еврей» императора Рудольфа II. На этой должности он сколотил свой огромный капитал и потому много помогал евреям. Он построил школы, больницы, приют для сирот, ратушу, типографию, замостил главную улицу, открывал научные и богословские кружки. В Еврейском городе его очень уважали, впрочем, и во всей Праге тоже. Наверное, поэтому его решение построить личную семейную синагогу не вызвало никаких возражений.
Примас (так называлась его должность) активно помогал художникам и архитекторам. Он решил начать строительство на собственные средства, поручив это талантливому архитектору-еврею Иуде Корефу де Герцу, строительство вел Йозеф Вал. Было это в 1590 году.
Уже через два года синагога была готова. Открылась она в праздник Симхат Тора – день завершения годичного чтения Торы. Майзель пожертвовал на нужды храма очень много драгоценных предметов культа иудаизма.
Летописец еврейской общины Давид Ганс писал, что синагога поражает своими размерами, просторностью и убранством.
Через сто лет, в 1689 году, синагога почти полностью сгорела. Страшный пожар уничтожил все, что свидетельствовало о жизни Мордехая Майзеля, основателя, но память о нем осталась в названии – Майзелова.
Архитектурный облик
Первоначально синагога строилась в архитектурной традиции Возрождения. Она сразу задумывалась архитектором как трехнефное здание (нефы – колонны, разделяющие на части внутреннее помещение храма). Сегодня их можно увидеть внутри: несколько рядов парных колонн, поддерживающих мехицу – отделение для молящихся женщин. Мехица выполнена в виде балкона, и ее оригинальная часть сохранилась со времен Майзеля.
Во время пожара был поврежден и купол, и каменная кладка. При восстановлении ее размеры таким образом уменьшились вдвое, хотя трехнефное устройство удалось сохранить. Восстанавливали синагогу уже в стиле барокко, господствовавшем в то время в Европе. Появился внешний декор: колонны, фронтон, кованые украшения с звездой Давида.
Последняя реконструкция была проведена в конце XIX века. Профессор архитектуры А.Грот предложил для перестройки стиль неоготики, чрезвычайно популярный в то время. Здание приобрело устремленные вверх вытянутые острые формы, башенки по углам нефов и на фронтоне двускатной крыши. Пристроен был вестибюль с купольной крышей и звездой Давида в навершии. Храм вместе с прилегающими к ней зданиями образовал великолепный архитектурный ансамбль.
Коснулась реконструкция и интерьера. Внутри храма подновили свод, выполнив декоративные нервюры (своды). Они, покрытые позолотой, нежные и тонкие, делают пространство воздушным, не давят на людей, придают храму праздничности. Архитектор так заботился о выдержанности стиля, что даже шкаф для хранения свитков Торы – Арон-а-кодеш – создал в стиле готики.
История в новое время
Евреи – народ, особенно пострадавший в годы последней мировой войны. За время оккупации Чехословакии они подвергались страшным гонениям. Фашисты решили создать в городе антиеврейский музей и стали собирать предметы культа, мебели, быта, которые могли бы стать экспонатами чудовищной по замыслу выставки. Местом их хранения стала Майзелова синагога. Красивейшее место превратилось в склад. К счастью, преступные замыслы не осуществились, и исторические предметы и вещи удалось сохранить. Многие из них стали экспонатами уже нового музея – музея Еврейского народа, который и находится сейчас в Майзеловой синагоге.
Среди экспонатов есть один, который заслуживает особого упоминания. Это флаг. Наверное, для обывателя в нем нет ничего особенного. Но узнавая историю еврейского народа, понимаешь, как он важен. Флаг аналогичен флагу из Староновой синагоги. Он был дарован еврейской диаспоре Фердинандом II за заслуги перед жителями Праги в обороне от шведов в середине XVII века. На нем вышиты слова из Шма Исраэль, еврейская шляпа и звезда Давида. Флаг давал почувствовать евреям, что они тоже полноценные члены городской общины, граждане своего государства.
Здесь вспоминаются прекрасные слова песни, вышитой на флаге: «Слушай, Израиль! Когда сердце плачет, только Бог слышит…».
Время работы | ||
---|---|---|
ноябрь – март | каждый день, кроме субботы | 09:00 – 16:30 |
апрель – октябрь | каждый день, кроме субботы | 09:00 – 18:00 |