Klausová synagoga
Клаусова синагога находится рядом со Старым еврейским кладбищем и является важной частью еврейского квартала, к которому относятся несколько исторических зданий Еврейского музея в Праге.
История создания
В 1573 году по велению старосты еврейской общины Праги Мордехая Майзла, служившим в то время при дворе короля Рудольфа II, были построены три небольших здания. Они получили общее название «klause», в переводе с немецкого означающее «маленькое здание». Одно служило для принятия ритуальных омовений, другое для чтения молитв, а в третьем располагалась высшая школа Талмуда (Иешива).
Более века здания функционировали без каких-либо происшествий, но в 1689 году сильный пожар полностью уничтожил все три дома. Восстанавливать их не стали, а на этом месте, в конце XVII века построили новую синагогу в стиле «раннее барокко» всего с одним нефом. Инициатором строительства новой церкви выступил Соломон Халиш Коэн, глава сгоревшей синагоги. Первое название вновь построенной церкви было «Новая клаусовая школа». На то время это была самая внушительная по размерам синагога в гетто, она занимала второе место по значению среди других храмов и относилась к Похоронному братству Праги, в чьи обязанности входила организация похорон, обслуживание кладбищ и забота о больных, престарелых и умирающих людях.
Следующая реставрация была произведена в конце XIX века. Над входом в нее есть надпись на иврите, в переводе звучащая, как «Это Врата к Господу, справедливые сквозь них проходят».
Для поддержания синагоги в удовлетворительном состоянии, небольшие реставрационные работы проводились еще несколько раз: в 1960, 1979, 1982 и 1983 годах.
Имена раввинов, служивших в Клаусовой синагоге, хорошо известны еврейскому народу. Это Барух Иейтелес, Элеазер Флекелес, Самюэль Каудер и Эфраим Тепелес.
Экстерьер и интерьер
Клаусова синагога состоит всего из одного этажа. При реконструкции, с южной стороны церкви достроили второй этаж, удлинили в западном направлении главный неф и добавили две дополнительные пристройки. На своде видны росписи, принадлежащие кисти неизвестного художника XVII столетия.
В главном зале возвышаются фигурные арки. Большие окна украшены цветными витражами, большинство из них имеют полукруглую форму. Только на южном фасаде остались прежние, оригинальные окна в стиле «барокко».
Внутри церкви внимание привлекает красивая лепнина. На восточной стене неплохо сохранился Арон–га–кодеш («Ковчег Святыни», секретное место, где хранили свитки Торы), который был сооружен в 1689 году при поддержке Саммюэля Оппенхайма.
Изначально посередине зала находилась квадратная бима (возвышение в центре синагоги, где стояла специальная подставка для рукописи), а сидения для слушателей располагались по периметру всего нефа. Сейчас сидений нет, синагога уже много лет является музеем еврейской истории и культуры.
Во время оккупации много предметов интерьера было вывезено, уничтожено и украдено. Но то, что удалось сохранить, выставлено в Государственном еврейском музее в Праге и Клаусовой синагоге. Это древние еврейские рукописи, печатные издания, свитки Тора, головные уборы, одежда, предметы быта, медицинские инструменты и церковные ритуальные принадлежности. Самыми ценными экспонатами являются синагогальный занавес, датируемый 1753 годом, и синагогальные часы, выпущенные в Чехии примерно в 1870 году.
Экспозиции
С 1984 года здесь на постоянной основе работает экспозиция «Еврейские обычаи и традиции». В главном зале представлена информация о еврейских праздниках, традициях и ритуалах. Верхняя галерея занята выставкой, которая знакомит с жизнью еврейской семьи, показывает обряды, которые проводились при рождении ребенка, объясняет, что значит для евреев обрезание, полностью раскрывает тайны быта и методы ведения домашнего хозяйства, принятые у иудеев. Также здесь выставлена галерея рисунков, нарисованных детьми в концлагере Терезин.
Время посещения | ||
---|---|---|
ноябрь – март | каждый день, кроме субботы | 09:00 – 16:30 |
апрель – октябрь | каждый день, кроме субботы | 09:00 – 18:00 |