Pomník Franze Kafky
Один из пражских памятников выдающемуся писателю XX века, певцу абсурда Францу Кафке, расположился неподалеку от места его рождения, между Пражским еврейским музеем и костелом Святого Духа. В конце XIX века здесь находились ворота между районом отверженных – иудейским Йозефовым кварталом – и христианской Прагой. Мрачные мистические легенды, витавшие вокруг еврейского гетто, нашли отзвук в фантасмагорическом мире кафкианских произведений, которой, в свою очередь, служит источником вдохновения для художников настоящего.
Скульптурная композиция, созданная Ярославом Роной (Jaroslav Rónа) в 2003 году, часто включается в десятку самых необычных памятников мира. Кафка восседает на плечах пустого костюма, шагающего по улице по щиколотку в мостовой. Писатель жестом указывает направление своему носильщику. Кафка был вечным скитальцем в родном городе: творил на немецком языке, поскольку Чехия была частью Австро-Венгерской империи, сменил 13 съемных квартир, не получил признания при жизни… Можно только догадываться, знал ли он наверняка, куда держит путь.
Авторская идея Роны доподлинно не известна, и аллегоричность статуи открывает безграничное пространство для трактовок.
Одна из версий восходит к рассказу Кафки «История одной борьбы», герой которого позавидовал случайному попутчику и взобрался к нему на плечи, чтобы увидеть мир чужими глазами. Оказавшись в «чужой шкуре», герой новеллы избавился от зависти к незнакомцу, поскольку у каждого своя боль…
Другое предположение связано с пражскими мифами о Големе – глиняной кукле, которую раввин Леви волшебным образом оживил и сделал своим слугой. Под влиянием иррационального метафизического наследия Кафки оказались многие гуманитарии. Оно оказало огромное влияние на европейскую литературу и философскую мысль, исподволь «направляя» их.
Статую можно также воспринимать как призыв подняться над собственной мелочностью и зашоренностью. Ведь человек часто закован в свои привычки, как в костюм, и неадекватно оценивает происходящее вокруг. Более того, внешнее проявление должно подчиняться внутреннему, то есть человек должен быть способен управлять своим имиджем, указывать ему, куда следовать. Только тогда он обретает истинную свободу.
Некоторые усматривают в скульптуре Роны социальную сатиру на безликий бюрократический аппарат, в котором чиновники равнозначны своим функциям. Тут не лишне вспомнить блистательный роман «Мастер и Маргарита», в котором пустой костюм отлично справляется с должностными обязанностями.
Такое обилие толкований вполне в духе книг писателя, которые затягивают, как омут, но при этом избегают прямых ответов на возникающие вопросы.
Несколько лет назад довелось взять экскурсию «Мистическая Прага». Гид сообщила, что фотографироваться рядом с этим памятником надо осторожно. Если памятник на фото виден — всё нормально. Если же вместо него — пустое место, ничего хорошего не жди. Есть ли действительно такая примета по данному памятнику, или это сугубо для туристов, чтобы было ещё интереснее?)
Слышал подобное от гидов, но никогда не слышал от жителей Праги.
А нас, я дико извиняюсь, памятник заставил подумать о женском половом органе, ещё раз прошу прощения за бездуховность. Нет ли какой-нибудь притчи, которая толковала бы скульптуру с эротическим подтекстом? Идея что-нибудь на памятнике потереть, например, прекрасно бы вписалась в такое толкование, как вы считаете?
Если честно, мне такие мысли не приходили и фантазия данную картинку не нарисовала.
По мне, Вы зря извиняетесь. Аллюзия совершенно откровенная, причем реализованная весьма агрессивно. И слабый упрямый человечек, восседающий на этом гипертрофированном органе и наивно пытающийся ему что-то указывать. И то, что эта дикая мощь при всем том вязнет, не в состоянии двигаться дальше, — все это создает интереснейший контрапункт.
Памятник действительно очень интересный, даже мистический в сумерках — я заметила, что все проходящие мимо обязательно трут у Кафки ботинки — интересно, что означает эта примета?
Ирина, что только не трут туристы. Лишь бы потереть, на счастье :) Поискал в интернете, на русском и чешском, не нашёл информацию по этому поводу.
Нам гид сказала, что потерев ноги, можно потом увидеть/прошагать пол-Европы.
Да, так и есть. Притчу узнал сравнительно недавно.
Расскажете, с чем связано?)
У статуи ноги погрязли в землю по самую щиколотку,но она упорно продолжает двигаться дальше и тянет с собой человека. Видимо это и является причиной. Нас всегда что-то держит и мы сдаемся, не проявляю нужного упорства.