Nový židovský hřbitov
Новое еврейское кладбище, расположенное на Израильской улице в Праге, на данный момент является одним из крупнейших захоронений в столице. Несмотря на тоскливо щемящие чувства, которые навевает это место, оно пользуется популярностью: путешественники приезжают сюда увидеть могилы знаменитостей, а члены пражской общины уже больше ста лет предают земле здесь своих близких и тщательно заботятся о могилах. «Дома вечности» (так звучит «кладбище» на иврите) для людей, исповедующих иудаизм, – особое, святое место. Да и чехи с уважением относятся к этим захоронениям: новое еврейское кладбище – охраняемый памятник культуры.
Строго по-еврейски
Большая и богатая еврейская община в Праге существовала со времен Средневековья. Когда город в XVI веке настигла эпидемия чумы, было основано иудейское кладбище на улице Фибиха (район Жижков). В связи с его заполнением (у евреев останки нельзя перемещать с места на место), в 1890 году было открыто новое место для погребения на Ольшанах. Его размеры довольно внушительны – оно в 10 раз превосходит старое, занимая площадь 10 стадионов. Рассчитано оно было всего на век, на 100000 могил, но, даже несмотря на Холокост, заполнено всего на четверть. Здесь также существует специальный район для урн, хотя еврейская традиция не позволяет кремацию.
С начала основания кладбище, окруженное стеной, было поделено на участки, захоронения происходили в хронологическом порядке, в соответствии с пожеланиями семьи и значимости, которую человек имел в обществе. Так, в центре, рядом с главной аллеей, погребены те, кто многое сделал для местных евреев, — представители пражской общины Праги и ее Совета, а также братья-евреи из стран дальнего зарубежья, которые ушли из жизни, содействуя еврейским делам здесь. Захоронения рядом с входом являются почетным местом — тут высятся надгробия влиятельных раввинов Натана Эренфельда и Густава Сихера.
На аллее при входе расположились мемориал жертвам корабля «Патрия» в Хайфе и памятник погибшим в Первой Мировой войне. Но самый большой отпечаток в сознании оставляет мемориал, состоящий из соединенных эллипсов, внутри которых светится звезда Давида. Творение скульптора Зденека Водички, архитектора Владимира Стеглика и каменотеса Ярослава Хампла посвящено жертвам Холокоста.
Отражение эпох
Прогуливаясь по аллеям, можно совершать архитектурное «путешествие» — настолько разнятся тут стили, причем часто они обогащены еврейскими или эллинистическими элементами. Решетчатые ворота ведут к первому церемониальному залу в стиле неоренессанса, созданному в 1891 — 1893 по проекту Бедржиха Мюнцбергера и Альфонса Вертмиллера. Второй ритуальный зал в стиле функционализма был спроектирован архитектором Леопольдом Эйрманом – он появился в восточной части в 1933.
Гробницы богатых семей, расположенные вдоль северной стены, до 1908 года выполнены, в основном, в стиле неоренессанс, после в силу вступают модерн, переходящий в классицизм, а затем в надгробиях появляются пуризм, конструктивизм и даже кубизм.
Место захоронений славится декоративными украшениями и работами скульпторов Яна Котера, Фрица Леманна, Яна Стурцы, Ченека Восмика и Йозефа Вацлава Мысльбека, автора символа Праги.
Последнее пристанище здесь нашли ряд выдающихся деятелей политики, культуры и промышленности, художники Георг Карс и Макс Хорб, поэт Иржи Ортен (несмотря на традиции, его прах пребывает в урне), классик чешской литературы Ота Павел и многие другие.
Большинство туристов посещает территорию с целью побывать на могиле еврейского писателя Франца Кафки. Кстати, его родители тоже погребены здесь. Об этом говорит надпись на надгробии в форме 6-гранного усеченного кристалла, автором которого является Леопольд Эйрманн.
На противоположной стене виднеется мемориальная доска, установленная в память о заслугах Макса Брода, друга Кафки, останки которого пребывают в Израиле.
Главное пражское еврейское кладбище открыто ежедневно, конечно, кроме субботы и прочих праздников иудаизма.