Žralok
Каждый раз, когда Давид Черный заканчивает работу над новым произведением, это порождает бурную и противоречивую реакцию в обществе. Одних восхищает его смелость, нетривиальность мышления, оригинальность воплощения творческой идеи и свойственный ему юмор, порой приобретающий мрачный оттенок. Для других — он только скандальный художник, провокатор от искусства, часто творящий за гранью дозволенного.
Многие его скульптуры и инсталляции воспринимаются как яркие публицистические выступления на актуальные темы дня. Иногда они просто забавные, как олимпийский автобус-спортсмен, но чаще способные вызвать даже международный скандал. К числу последних относится и инсталляция «Акула», созданная в 2005 г.
Замысел этого произведения возник во время посещения Ирака вскоре после окончания военных действий. По этой причине у него и возникает ассоциативная связь между образом бывшего президента этой страны и кровожадным морским хищником.
В работе над манекеном скульптор использует видеозаписи, сделанные в тюрьме за год до казни С. Хуссейна, поэтому внешне он уже совсем не похож на некогда грозного диктатора. Это старый человек в одном нижнем белье со скованными наручниками руками за спиной. Фигура, помещённая в большой аквариум, наполненный зеленоватым формальдегидом, выглядит одновременно устрашающей и беспомощной.
Произведение стало авторской интерпретацией идеи, выраженной в инсталляции «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». Она выполнена одним из лидеров молодёжного объединения Britart Д. Хёрстом в 1991 г. В оригинале в аквариум с формальдегидом помещена настоящая тигровая акула.
Композиция получила специальный приз жюри на Пражском биенале современного искусства в 2005 г. В то же время, её экспонирование было запрещено в некоторых странах. Одной из причин запрета стало то, что инсталляция была создана до вынесения С. Хуссейну иракским судом официального приговора и приведения его в исполнение 30 декабря 2006 г.
Другой причиной стали массовые протесты 2005-2006 гг. мусульманского населения во многих городах Европы против публикации карикатур на пророка Мухаммеда в датской газете Jyllands-Posten. Муниципалитеты Мидделькерка (Бельгия) и Бельско-Бяла (Польша) опасались, что подобное произведение может вызвать новую волну возмущений.
С 2011 г. работа выставлена в залах нового пражского музея молодёжного искусства ArtBanka (AMoYA), неподалёку от Карлова моста.