Stará Aerovka
Весной 2016 года в старых корпусах пражского завода Aero, прилегающего к аэропорту Летняны, открылись экспозиции нового авиационного музея Stará Aerovka. Его создание стало возможным благодаря сотрудничеству с Пражским Военно-историческим институтом, который способствовал сохранению и реконструкции группы исторических зданий на территории бывшего авиазавода.
Музей работает со вторника по воскресение, с 10:00 до 18:00.
Экспозиции
Уникальный музейный комплекс состоит из двух ангаров, построенных в середине прошлого столетия. В ангаре №5 размещены бомбардировочные и боевые самолеты-истребители, охватывающие период, начиная со Второй мировой войны и до 80-х годов ХХ века. Посетители выставки могут рассмотреть вблизи самолет C-3A (Siebel Si-204), корпус бомбардировщика версии Aero C-3B, а также тройку самолетов серии «Су»: Су-7, Су-22 и Су-25. Гордостью музея является отреставрированный советский самолет Петляков Пе-2 — основной советский фронтовой бомбардировщик, который находится в коллекциях всего трех стран мира.
В выставочном зале ангара №6, представлена экспозиция, посвященная истории авиазавода. Основные ее экспонаты — истребители, изготовленные в цехах Aero: А-18 (1923 г.), который стал прототипом для самолетов XL-29-2 Delfin, L-39X-02 Albatros и L-159 ALCA, также представленных в экспозиции.
В мире сохранилось очень мало зданий такого типа и конструкции, но ни один подобный комплекс не сохранился в аналогичной целостности. Сохранившиеся элементы зданий позволяют представить уровень скоростного строительства того периода, а также дают возможность ознакомиться с этапами авиастроения середины прошлого века.
История
Завод Aero был основан в январе 1919 года, став вторым авиазаводом, построенным в независимой Чехословакии. Хотя в 1921 году пожар сильно повредил несколько цехов, спустя несколько лет завод полностью восстановился и достиг пика своей деятельности. В тот период в Высочанах были построены новые современные помещения для Aero, где сосредоточились основная деятельность по производству военных и дорожно-транспортных самолетов. Старые заводские ангары около аэропорта Кбелы служили в это время для финальной сборки, тестирования и регулировки самолетов, произведенных в основных цехах.
После оккупации чешских земель производство заводов и эксплуатация аэропортов оказалась полностью под влиянием потребностей немецкой армии. В связи с расширением аэропорты Кбелы, возникла необходимость разрушения помещений авиазавода. Фирме Aero была выделена территория около соседнего аэропорта Летняны, куда были перенесены два ангара из Кбелы (№3,6) и построены два новых ангара — №4 и №5.
Новый комплекс возле Летняны включал в себя также столовую, прачечную и склады, которые позволяли проводить все завершительные этапы сборки и подготовки самолетов к передаче заказчику. К счастью, во время войны зданиям завода был нанесен незначительный ущерб, что в свою очередь позволило сохранить их до наших дней.
В начале 50-х годов компанией Aero был построен новый завод в Водоходах, и необходимость использования старых ангаров быстро отпала. Позже их использовали для демонтажа и мелкого ремонта военных самолетов, хранения транспортных средств, обеспечивающий трафик аэропорта, а со временем и вовсе забросили. Несколько лет назад Пражский Военно-исторический институт при финансовой поддержке норвежских фондов начал проект по восстановлению старых помещений завода, которые теперь являются частью авиационного музея.
Музей Stará Aerovka около аэропорта Летняны будет интересен авиалюбителям всех возрастов. Это место, наглядно повествующее об истории чехословацкой и чешской авиации, несомненно, должно быть сохранено для будущих поколений.