Pomník Antonína Dvořáka
Памятник выдающемуся композитору Антонину Дворжаку находится на площади Яна Палаха. Автор оперы «Русалка» и «Славянских танцев» запечатлен на века в бронзе перед пражским Рудольфиниумом.
Годы созидания
Открытие памятника А. Дворжаку (1841-1904) имеет очень длительную предисторию. От замысла до его воплощения минуло без малого 70 лет. Ассоциация по созданию памятника великому композитору была учреждена ещё в 1931 году. Статую для него было поручено подготовить скульптору Йозефу Вагнеру, но финансовые трудности, война и политические события отсрочили его сооружение на неопределённое время.
К идее памятника вернулись в 1949 году. Й. Вагнер к 1955 году подготовил модель многофигурной композиции. Её планировалась установить в центре площади перед Рудольфиниумом, в котором состоялось несколько премьер произведений А. Дворжака и где он преподавал композицию. Смерть скульптора в 1957 году снова помешала закончить проект.
Через 31 год был объявлен новый конкурс на памятник А. Дворжаку, но он так и не выявил победителя. В итоге оргкомитет по увековечиванию памяти вернулся к оригинальной идее Й. Вагнера. Его сыну Яну Вагнеру было поручено доработать статую и адаптировать её к изменившимся за это время городскому пейзажу. Предварительная работа была закончено лишь к концу века и открытие памятника состоялось в 2000 г. в дни проведения фестиваля «Пражская весна«.
Художественно-эстетическая композиция
Скульптор изобразил А. Дворжака уже пожилым человеком. Он стоит в раскрепощенной позе слегка выставив правую ногу вперёд. Ладонь правой руки чуть сжата и поднята к груди, а левая рука свободно опущена вниз. Композитор одет в полностью расстегнутое пальто, под которым видна жилетка.
Выражение лица А. Дворжака отражает богатый духовный мир композитора и мысли о будущих произведениях. Его взор устремлен на Рудольфинум, с которым связаны многие годы жизни.
Бронзовая статуя стоит на невысоком постаменте прямоугольной формы, разработанным архитектором Павлом Сметаной. Он сложен из прямоугольных каменных блоков светло-коричневого цвета. На лицевой стороне закреплена лаконичная надпись с датами жизни композитора и его именем.
Положение памятника на краю площади Яна Палаха перед входом в Рудьфиниум стало причиной жесткой критики. По первоначальным планам он должен был находиться в центре площади на более высоком постаменте и развернут лицом к Влтаве. Осуществить его помешал расположенный в этом месте въезд в построенную к этому времени подземную автостоянку.