Посещая Прагу, большинство туристов стремится увидеть главные достопримечательности города. Однако на узких улочках Старе-Место много других заслуживающих внимание памятников архитектуры и один из них дом «У Белого павлина».
Годы истории
В XIV в. на Целетной улице находилась группа готических зданий. Первое из них было построено в 1354 году, а два остальных выстроены в 1363 году.
Объединение трёх зданий в единый комплекс произошло в эпоху Возрождения. В документах ратуши Старого Места название «У Белого павлина» впервые упоминается в 1514 году. Первым собственников дома была вдова богатого бюргера из Нове-Место Анна.
К 1713 году хозяином стал голландский художник Ян Унгерс. В середине столетия нижний этаж дома занимала пивная. Вскоре после 1750 года здание было основательно перестроено в стиле позднего барокко.
В конце Второй мировой войны в мае 1945 года памятник архитектуры оказался в эпицентре уличных боёв. Сильный пожар почти уничтожил здание за исключением фасада по Целетной улице.
Современный облик дом приобрёл в 1949 году. Архитектор П. Моравец восстановил его в стиле рококо по чертежам и эскизам 1750 года.
Своеобразие архитектуры
Со стороны Целетной улицы пятиэтажный дом украшают по углам расчленённые полуколонны, рустованная кладка цокольного этажа, большие арочные витрины.
Сдвоенные трёхстворчатые окна распределены по трём осям. Они опираются на прямые парапеты, а над ними размещены стрельчатые и дуговые фронтоны с медальонами.
Главный барочный фасад декорирован лепным орнаментом в стиле рокайль, а на центральной оси помещён домовой знак.
Во дворе и со стороны Камзиковой улицы классические фасады в четыре этажа не структурированы. В левом крыле дома сохранились фрагменты древней готической кладки.
Эпизоды из прошлого
С историей старого здания в центре Праги связаны драматическое и романтическое происшествия. Первое из них случилось в 1486 году во время городских волнений, когда дом принадлежал портному Яну. Горожанин не позволил скрыться от разъярённой толпы члену городского совета, пронзив его копьём.
Менее трагическое событие произошло в первой половине XIX в. В это время владельцем дома был хозяин зверинца на Йозефской площади Герман ван Акен. Один из его работников был влюблен в дочь хозяина, но никак не мог добиться у родителей её руки. Только после того, как несколько дней молодой человек в шкуре погибшего орангутанга изображал в клетке живое животное, отец избранницы дал согласие.