В яркое созвездие объединены имена пяти чешских художников, творчество которых обогатило историю искусства и культуры не только родной страны, но и всего мира. В наши дни работы этих мастеров, выставляемые на международных аукционах, вызывают огромный интерес у публики, и в самой Чехии за их картины ценители готовы заплатить десятки миллионов крон.
Вацлав Холлар (1607 – 1677 г.г.)
Именем этого художника, гравера и картографа названы университет и художественная школа в родной Чехии, но его работы знали во всей Европе. Вацлав Холлар (Václav Hollar) родился и жил в Праге; из-за событий 30-летней войны семья была вынуждена покинуть свой дом и уехать. Карьере правоведа юноша предпочел занятия искусством. Франкфурт, Кёльн, Страсбург, Вена, Лондон, Антверпен – в этих и других городах Холлару довелось учиться художественному мастерству, оттачивать его, создавать великолепные произведения. Хотя больший отрезок жизни художника прошел в Англии, он гордился своей национальностью и стал там известен под именем Венцеслава Холлара Богемуса. Несколько лет он работал при дворе лорда Т. Арунделя.
Произведения Холлара – гравюры портретов и пейзажей, карт и натюрмортов – заслуживали самую высокую оценку. Изображая архитектурные объекты, Лондон, Прагу, иные города, он привносил в работу художественный замысел, и все же был очень точен топографически. Среди итогов творческого пути В. Холлара – около 3-х тысяч разнообразных гравюр, из которых почти 2,5 тысячи хранятся в знаменитом Британском Музее и в Виндзорском замке. В Чехии выставки его гравюр можно увидеть в Национальной галерее и других музеях.
В 1674 г. В. Холлар работал над циклом рисунков голландских кораблей, военных и торговых, а с 1652 г. занялся созданием иллюстраций для научных трудов и изданий произведений античных авторов. Помимо гравюр, его творческим наследием стали панорамы городов и пейзажи, копии шедевров голландских мастеров живописи, и другие разножанровые произведения, вплоть до графических проектов костюмов. «Почерк» мастера везде узнаваем – ему присущи реалистичность и идеальное графическое исполнение работы.
Несмотря на свои успехи и известность, в преклонном возрасте Вацлав Холлар очень нуждался в деньгах и был опутан долгами. Он завершил свой жизненный путь в Лондоне; похоронен в Вестминстере, в часовне св. Маргариты.
Альфонс Муха (1860 – 1939 г.г.)
Его детство прошло в старинном городке Иванчице. Не сумев поступить после гимназии в Академию искусств в Праге, А. Муха (Alfons Maria Mucha) стал работать писарем в суде, где служил его отец, но жажда творчества проявилась в увлечении театром – юноша принимал участие в любительских спектаклях, оформлял пригласительные билеты, афиши, декорации. В 19 лет он уехал в Вену, получив должность художника театральных декораций.
Секреты мастерства А. Муха изучал в художественных академиях Мюнхена и Парижа. А чтобы заработать на жизнь, ему доводилось украшать зáмки, иллюстрировать книги, изготавливать афиши и рекламные плакаты, визитки и даже меню для ресторанов. Был момент, когда они с Ван Гогом занимали одну мастерскую на двоих.
В 1894 г. Муха стал известен в Париже, сделав премьерную афишу спектакля «Жисмонда», в котором должна была блистать Сара Бернар. Актриса настояла на его назначении главным декоратором театра, и художник проработал там 6 лет, некоторое время находясь с Бернар в любовной связи. В этот период Муха занимался также дизайном ювелирных изделий, интерьеров, мебели, ковров, портьер, делал эстампы и календари, придумывал товарные этикетки и обертки – различных заказов было очень много.
У него появился свой стиль, быстро завоевавший популярность – дышащие покоем и негой образы грациозных, загадочных, пленительных, чувственных молодых женщин в окружении цветов. Этот стиль ярко выражен в графических сериях «Искусства», «Времена года», «Месяцы», «Звёзды», «Деревья», «Цветы», «Драгоценные камни» (на их основе до сих пор изготавливаются тысячи арт-постеров, нередок и беззастенчивый плагиат).
В 1906 г. Муха переехал в США и получил там признание как лучший декоратор мира. И все же его тянуло на родину. По возвращении художник стал первым, кто изготовил эскизы банкнот и почтовых марок Чехословацкой республики. В 1910 – 1928 годах он работал над грандиозным по замыслу циклом «Славянская эпопея», посвященным историческому пути чехов и других славянских народов. Считая этот цикл картин главным трудом своей жизни, художник подарил его Праге. Талант А. Мухи в полной мере проявился и при оформлении витражей в храме Св. Вита, главном соборе Чехии (Прага, 1931 г.).
Во время оккупации А. Муха, известный своим общеславянским патриотизмом, испытал на себе ненависть немцев ко всему славянскому – будучи уже в преклонном возрасте, он неоднократно подвергался гестаповским допросам, после чего его подкосила пневмония. Скончался художник 14 июля 1939 года. Местом его упокоения стало Вышеградское кладбище в Праге.
Работавший в стиле «ар-нуво» Альфонс Муха является самым известным в мире чешским художником и дизайнером, его творения хранятся в музеях, галереях и частных коллекциях разных стран. Его именем назван один из открытых космических объектов – астероид №5122.
Многоплановая выставка-ретроспектива произведений А. Мухи, экспонаты для которой предоставили и частные лица, проходит сейчас в галерее GOAP (Староместская площадь, Прага 1), и продлится она до конца 2017 г.
Франтишек Купка (1871 – 1957 г.г.)
Франтишек Купка (František Kupka), родившийся в семье ремесленника в городе Опочно, еще ребенком проявлял таланты в рисовании. Мастерству художника и графика он учился многие годы – сначала в Академии искусств в Праге, потом в Вене и, наконец, в Париже, куда перебрался благодаря полученному гранту. Зарабатывая на жизнь, Купка рисовал плакаты, иллюстрировал книги. В начале ХХ века он сотрудничал с редакциями газет и журналов в качестве иллюстратора и карикатуриста, снискав на этом поприще определенную известность.
Во Франции Франтишек Купка провел значительную часть своей жизни. 1900 г. стал для него не только рубежом двух столетий, но и началом изменений в творческом стиле: все чаще и громче в реалистических работах художника звучали ноты абстракционизма, к которому он окончательно перешел в 1912 году. В этот период он издал труд «Творение в пластических искусствах», где изложил собственные представления об искусстве как таковом и его целях – найти в мире вещественном какую-то другую реальность и те таинственные силы Вселенной, что созидают и дают жизнь на Земле. Став одним из первых художников-абстракционистов, Купка пишет полотна «Круги Ньютона», «Аморфа, фуга в двух цветах», «Этюд к языку вертикалей» – с юности устремленный к оккультизму и теософии, он не любил обыденности.
В Первую мировую войну Франтишек Купка добровольцем попал на фронт, был ранен, получил чин капитана и офицерский орден. В послевоенные годы он, в качестве профессора пражской Академии искусств, работал в Париже со студентами-соотечественниками, создавал новые произведения, организовывал свои выставки, в том числе, в Нью-Йорке. Над полотнами серии «Горизонтальные и вертикальные планы», где призматические объекты сложно переплетаются и пересекаются друг с другом, и на их гранях играют солнечные лучи, он трудился с 1913 по 1928 год. Целое десятилетие (1925 – 1935 г.г.) художник посвятил изображению на картинах комбинаций из напоминающих некие машины конструкций и разрозненных их элементов.
После Второй мировой войны Франтишек Купка, будучи признанным в мире мэтром абстракционизма, уединенно жил и работал в предместье Парижа, Пюто, где и окончил свои дни 21 июня 1957 года.
Франтишеку Купке принадлежит идея нового направления в живописи – орфизма, в котором чистые и сильные тона, сочетаясь, являются первоосновой, как в музыке. Картины, выполненные в этом стиле, являют собой комбинацию музыкальных ритмов с движением, что достигается путем игры света и криволинейного пересечения объектов.
Самой дорогостоящей картиной художника, проданной в Чехии, стала «Форма Синего» (57,75 млн. крон). Однако покупателю был запрещен вывоз ее из страны, и дальнейшая судьба картины пока неясна. Больше всего произведений Франтишека Купки представлено в музее Kampa (Прага 1), есть они и в экспозиции Национальной галереи Чехии.
Эмиль Филла (1882 – 1953 г.г.)
Эмиль Филла (Emil Filla) вырос в городе Брно, отец его был чиновником на железной дороге. После окончания торговой школы юношу устроили на работу в страховую фирму, но эта служба тяготила его творческую натуру. Вытерпев несколько месяцев, он уехал в Прагу, где поступил на учебу в художественную Академию. После трех лет обучения Э. Филла счел, что используемые здесь методы слишком консервативны, и бросил Академию, чтобы отыскать какие-то иные пути и способы развития. В этом он был поддержан частью однокурсников.
Посетив в 1905 г. выставку Э. Мунка, молодой художник попал под влияние его картин, а 1907 – 1908 годы прошли под знаком увлечения импрессионизмом. Найдя близких по духу людей в группе Osma, Филла стал выставлять там свои работы, среди которых были «Игроки в шахматы», «Читатель Достоевского». В 1910 г. в его работах появилось признаки перехода к кубическому стилю. В поисках себя, Э. Филла переходит от манеры письма, навеянной ранними произведениями Эль Греко, к манере, свидетельствующей том, какое впечатление на него произвели картины П. Пикассо и Ж. Брака. В этот период, помимо живописи (в основном, это были натюрморты, в которых постепенно проявлялись новые идеи автора), Филла занимался и скульптурой.
Начиная с 1913 г., жизнь художника была насыщена не только творчеством, но и переездами из страны в страну, общественной и иной деятельностью. Побывал в Париже, он на какое-то время «осел» в Голландии, где влился в ряды чешского освободительного движения, а по окончании Первой мировой войны работал советником посла. Вернувшись в Прагу, Филла стал сотрудником Министерства иностранных дел. В годы немецкой оккупации он принимал посильное участие в борьбе с распространением нацистских идей, и отголоски этих событий нашли место в его произведениях.
В послевоенный период Эмиль Филла, видный представитель чешского кубизма, занимался преподаванием, путешествовал, писал теоретические книги по искусству, а вот право выставлять свои работы он утратил – уж слишком отличалось его творчество от того, что называлось социалистическим реализмом. Более сорока лет (1909 – 1953 г.г.), с небольшим перерывом, Филла входил в Объединение художников МАНЕС.
Его картины очень высоко ценятся знатоками-коллекционерами и продаются на аукционах за огромные деньги. Кубического «Художника», например, купили за 17,5 млн. крон, а «Голову мужчины в цилиндре» – за 16 млн. крон. Чтобы посмотреть работы Э. Филлы в Праге, можно посетить Национальную галерею или выставку чешского кубизма, проходящую в Доме «У Черной Божией Матери», который и сам является кубистическим символом в архитектурном облике Праги.
Мария Тойен (Черминова) (1902 – 1980 г.г.)
«Тоейн» (Marie Toyen, Čermínová) художница стала называть себя с подачи поэта Я. Сейферта. Родилась она в Праге, но семьи, по ее словам, не имела. Прожив со старшей сестрой до 16 лет, Мария ушла в самостоятельную жизнь и, поработав подмастерьем на мыловаренном заводе, в 1919 г. поступила в Институт декоративно-прикладного искусства.
В 1922 г., на долгие годы, началась ее дружба с И. Штырским, писателем, художником и фотографом. Вместе они были в кружке «Девятсил» среди молодых авангардистов, вместе уехали в Париж, вместе провозгласили там «рождение» альтернативного направления в искусстве – артифициализма, противопоставив его абстракционизму и сюрреализму. Тойен состояла в Обществе художников МАНЕС и в кружке сюрреалистов П. Элюара и А. Бретона. Вернувшись в Чехословакию в 1934 г., друзья основали там общество сюрреалистов. В 1942 г. Штырский погиб, и всю оставшуюся жизнь Тойен очень не хватало его.
В 1947 г., не желая оставаться в стране с укрепляющимся коммунистическим режимом, художница эмигрировала во Францию. Здесь она создала цикл картин «Пражские домашние заметки», посвятив его родному городу. Прославившись эксцентричностью, Тойен была известна и благодаря своим рисункам эротического характера, что было весьма смело с ее стороны и показывало, что свои позиции и мнение она будет отстаивать вопреки мнению большинства.
Весьма чувствительно отразилось на Тойен закрытие в 1969 г. парижского общества сюрреалистов. Выставка работ этой художницы во французской столице прошла в 1973 г., стараниями поэта-сюрреалиста Р. Ившеча. Тойен умерла в 1980 г., оставив за собой звание самой значимой женщины-художницы Чехословакии и самого свободного художника ХХ столетия, из всех, кто работал в стиле авангарда.
Наибольшая сумма, которую в наши дни на аукционе заплатили за картину Тойен – 20 млн. крон. Это был ее «Спящий», написанный маслом. Познакомиться с другими работами художницы можно в музее Kampa (Прага 1).