Palackého most
Мост Палацкого – третий старейший пражский мост и пятый по течению Влтавы. Благодаря своей драматичной и славной истории, он является настоящим символом мужества, стойкости и свободы для жителей Чехии.
История названия
Закладка фундамента состоялась в 1876 году, открытие – в 1878 году. Свое гордое имя сооружение получило в честь чешского национального героя, автора «Истории чешского народа», философа, литератора, просветителя и политического деятеля Франтишека Палацкого (1798 — 1876). Мост создавался, чтобы соединить быстро растущий промышленный район Смихов с районами центра. К тому же, Смихов был важным транспортным пунктом, откуда поезда ходили в Пльзень, Кладно, Двор Кралове и др. Поэтому местные жители говорили просто «каменный мост на Смихов», либо Подскальский мост, имея в виду центральный район Подскали. Во время немецкой оккупации (1940-1945) сооружение носило имя Моцарта. После войны он снова стал Палацким. Именно по его тротуару в начале XX века Альберт Эйнштейн ходил на работу в Немецкий университет.
Архитектура и дизайн
Составили план и руководили строительством инженер Йозеф Ройтер и автор Промышленного дворца архитектор Бедржих Мюнцбергер. Работы проводились немецкой строительной бригадой из Вены. Мост был первым а Праге, в строительстве которого применялась кессонная опалубка. Длина его была 229 м, высота – 12 метров, стиль – неоренессанс. Он состоял из 7 сегментарных арок, центральная арка имела диаметр 32 м. Эти характеристики не изменились и по сей день. Сооружение было достаточно передовым для своего времени. Но тем не менее, строители отлично понимали, что в самом ближайшем будущем потребуется серьезная модернизация. Поэтому сооружение возводили с этим учетом.
Сначала по нему могли передвигаться лишь пешеходы и лошадиные конки. В 1900 году была проведена трамвайная «электрическая дорога». Потом поехали автомобили, но колея была слишком узка для полноценного движения. Машины могли идти только в одном направлении. В 1951 году ширину увеличили с 7,7 до 13,9 метров, что позволило сделать вторую автополосу. 10,3 метров было отведено движению транспорта. Пешеходная зона расширилась с 1,5 до 1,8 м. Каменные консоли заменили на железобетонные, но балюстраду трогать не стали. Работы по модернизации шли в русле общей послевоенной реставрации.
При строительстве сооружение было декорировано в цвета национального флага Чехии. Для украшения использовались тесаные камни нужных оттенков. Синим гранитом отделывались арки и колонны, каррарским белым мрамором – перила, красным песчаником – дорога. Конечно, время не щадит нюансы и тонкости. И сегодня уже нелегко увидеть первоначальный замысел авторов.
Послевоенная реконструкция
После войны проводилась масштабная реконструкция, серьезно пострадавшего во время нее. 14 февраля 1945 года 62 американских бомбардировщика летели бомбить Дрезден, но из-за непогоды отклонились от курса. В итоге досталось жилым кварталам Праги, монастырю, синагоге и роскошному Палацкому. При ремонте каррарский мрамор пришлось заменить на обычный местный известняк. Убраны были и мостовые башни, которые раньше собирали пошлину за въезд в город.
Во время налета пострадали четыре грандиозные парные скульптуры выдающегося чешского скульптора Йозефа Мыслбека. Они располагались по обеим сторонам при выезде, олицетворяя героев старых легенд и преданий чешского народа. То, что уцелело, было перенесено в 1948 году в Вышеградский сад. Покореженных Пржемысла и Либуше, Цтирада и Шарку, Славоя и Забоя, Люмира и Писень можно увидеть там и в наши дни. Кроме этого, на вершинах сводов располагались созданные Богуславом Шнирхом 14 каменных гербов чешских городов, стоящих на берегах Эльбы и Влтавы. К нашему времени из них осталось только 2 на Смиховской стороне.
Современное состояние
Сегодня мост по-прежнему функционирует. По нему ездят трамваи, автомобили, передвигаются пешеходы. Он соединяет площадь Палацкого, окраину Подскали, Рашиновую набережную с одной стороны и Смихов, Радлицы с другой. Несмотря на то, что строение во многом утратило свой изначальный облик, оно смотрится на фоне города довольно органично.
Сооружение имеет непростую судьбу. Как и 130 лет назад, он все так же невозмутимо соединяет два берега, очаровывая жителей и гостей Праги своей красотой и мощью.