Главная / Достопримечательности / Мосты

Мост Палацкого

Мост Палацкого

Palackého most

Мост Палацкого – третий старейший пражский мост и пятый по течению Влтавы. Благодаря своей драматичной и славной истории, он является настоящим символом мужества, стойкости и свободы для жителей Чехии.

Мост Палацкого 2

История названия

Закладка фундамента состоялась в 1876 году, открытие – в 1878 году. Свое гордое имя сооружение получило в честь чешского национального героя, автора «Истории чешского народа», философа, литератора, просветителя и политического деятеля Франтишека Палацкого (1798 — 1876). Мост создавался, чтобы соединить быстро растущий промышленный район Смихов с районами центра. К тому же, Смихов был важным транспортным пунктом, откуда поезда ходили в Пльзень, Кладно, Двор Кралове и др. Поэтому местные жители говорили просто «каменный мост на Смихов», либо Подскальский мост, имея в виду центральный район Подскали. Во время немецкой оккупации (1940-1945) сооружение носило имя Моцарта. После войны он снова стал Палацким. Именно по его тротуару в начале XX века Альберт Эйнштейн ходил на работу в Немецкий университет.

Мост Палацкого 9

Архитектура и дизайн

Составили план и руководили строительством инженер Йозеф Ройтер и автор Промышленного дворца архитектор Бедржих Мюнцбергер. Работы проводились немецкой строительной бригадой из Вены. Мост был первым а Праге, в строительстве которого применялась кессонная опалубка. Длина его была 229 м, высота – 12 метров, стиль – неоренессанс. Он состоял из 7 сегментарных арок, центральная арка имела диаметр 32 м. Эти характеристики не изменились и по сей день. Сооружение было достаточно передовым для своего времени. Но тем не менее, строители отлично понимали, что в самом ближайшем будущем потребуется серьезная модернизация. Поэтому сооружение возводили с этим учетом.

Мост Палацкого 5

Сначала по нему могли передвигаться лишь пешеходы и лошадиные конки. В 1900 году была проведена трамвайная «электрическая дорога». Потом поехали автомобили, но колея была слишком узка для полноценного движения. Машины могли идти только в одном направлении. В 1951 году ширину увеличили с 7,7 до 13,9 метров, что позволило сделать вторую автополосу. 10,3 метров было отведено движению транспорта. Пешеходная зона расширилась с 1,5 до 1,8 м. Каменные консоли заменили на железобетонные, но балюстраду трогать не стали. Работы по модернизации шли в русле общей послевоенной реставрации.

Мост Палацкого 4

При строительстве сооружение было декорировано в цвета национального флага Чехии. Для украшения использовались тесаные камни нужных оттенков. Синим гранитом отделывались арки и колонны, каррарским белым мрамором – перила, красным песчаником – дорога. Конечно, время не щадит нюансы и тонкости. И сегодня уже нелегко увидеть первоначальный замысел авторов.

Мост Палацкого 3

Послевоенная реконструкция

После войны проводилась масштабная реконструкция, серьезно пострадавшего во время нее. 14 февраля 1945 года 62 американских бомбардировщика летели бомбить Дрезден, но из-за непогоды отклонились от курса. В итоге досталось жилым кварталам Праги, монастырю, синагоге и роскошному Палацкому. При ремонте каррарский мрамор пришлось заменить на обычный местный известняк. Убраны были и мостовые башни, которые раньше собирали пошлину за въезд в город.

Мост Палацкого

Во время налета пострадали четыре грандиозные парные скульптуры выдающегося чешского скульптора Йозефа Мыслбека. Они располагались по обеим сторонам при выезде, олицетворяя героев старых легенд и преданий чешского народа. То, что уцелело, было перенесено в 1948 году в Вышеградский сад. Покореженных Пржемысла и Либуше, Цтирада и Шарку, Славоя и Забоя, Люмира и Писень можно увидеть там и в наши дни. Кроме этого, на вершинах сводов располагались созданные Богуславом Шнирхом 14 каменных гербов чешских городов, стоящих на берегах Эльбы и Влтавы. К нашему времени из них осталось только 2 на Смиховской стороне.

Мост Палацкого 7

Современное состояние

Сегодня мост по-прежнему функционирует. По нему ездят трамваи, автомобили, передвигаются пешеходы. Он соединяет площадь Палацкого, окраину Подскали, Рашиновую набережную с одной стороны и Смихов, Радлицы с другой. Несмотря на то, что строение во многом утратило свой изначальный облик, оно смотрится на фоне города довольно органично.

Мост Палацкого 8

Сооружение имеет непростую судьбу. Как и 130 лет назад, он все так же невозмутимо соединяет два берега, очаровывая жителей и гостей Праги своей красотой и мощью.

Информация
Как добраться
АДРЕС Palackého most, Praha 2 | GPS: 50.07286040, 14.41220410
МЕТРО Karlovo náměstí.
ТРАМВАЙ днём: 2, 3, 4, 7, 10, 16, 17, 21; ночью: 92, 94. Остановка Palackého náměstí.
Обновлено: 24.01.2020
Оставить комментарий: