Letecké muzeum Kbely
С начала 1960-х годов идея о создании специализированного музея истории авиации обретала в Чехословакии всё большую популярность. В то время крупные собрания авиационной техники существовали только в Национальном техническом музее в Праге и в Техническом музее в Брно. После общественного обсуждения в 1966 г. было создано историческое общество, целью которого было поиск, сбор, реконструкция и сохранение старой авиационной техники по всей стране. Одновременно под руководством Ярослава Яначека в Военном музее при Военном институте была разработана программа по созданию авиационного музея.
В результате проведенной работы, в сентябре 1967 г. в Кбелы (районе Праги) была открыта авиавыставка, где демонстрировались собранные материалы. До этого времени, с 1918 года, здесь располагалась первая авиабаза нового государства, возникшего после распада Австро-Венгерской империи. В межвоенный период на аэродроме регулярно устраивались открытые выставки авиационной техники. Отсюда также берет начало развитие и гражданской авиации страны: в 1923 г. было открыто первое регулярное сообщение между Прагой и Братиславой. Музей полностью открылся в год 50-летия чехословацкого государства, в 1968 г.. Первоначально он занимал один ангар и прилегающую к нему территорию, а первыми крупными экспонатами стали 50 самолётов.
С середины 1970-х годов здесь возникла традиция общественной презентации новых крупных пополнений фондов, которая существует до настоящего времени. В восьмидесятые годы была осуществлена масштабная реконструкция. Существенно расширились его площади: в ведение было передано ещё четыре ангара. В экспозиции появился раздел, посвященный средствам противовоздушной обороны. В 2002 г. подвёргся очередной реконструкции, были обновлены все его помещения и схемы размещения экспонатов. В будущем планируется использовать прилегающие к территории старые корпуса завода Aero для расширения выставочных площадей.
Фонды музея
В настоящее время в фондах собрано 2 250 экспонатов, связанных с историей гражданской и военной авиации, космонавтики, парашютизма и метеорологии. Музей размещается в пяти ангарах и в здании, приспособленном для проведения временных выставок. В коллекции находится около 300 самолетов и вертолётов. Сто сорок из них хранится в закрытых помещениях, 25 на открытых смотровых площадках и ещё 155 моделей на депозитарном хранении. Двенадцать моделей самолётов находятся в рабочем состоянии и часто принимают участие в различных авиационных шоу, в том числе, за пределами страны. Кроме собрания авиационной техники, располагает коллекциями наград и значков, а также собранием флагов, вымпелов, штандартов. Представлены в экспозиции образцы наземного навигационного оборудования, амуниции лётчиков, вооружения, противовоздушной обороны. Комплектование фондов ведётся не только путём приобретения новых экспонатов, но и в форме обмена ими с другими музеями и коллекционерами.
Структура
Вся постоянная экспозиция музея разделена на пять основных частей.
- В ангаре, построенном ешё в 1919 г., размещаются экспонаты по теме «Чешские военно-воздушные силы в 1918–1924 годах». После реконструкции 2003 г., зал был назван в честь первого директора Я. Яначека. Среди экспонатов – первый чешский военный Letov S-2, французский биплан SPAD SVIIC.1 (1916), учебный Aero Ae-10 (1919, Чехословакия). Чешские бипланы Aero A-12 (1923) принимали участие в международных гонках в 1924 г., где заняли несколько призовых мест.
- Раздел Чешские военно-воздушные силы в 1925–1938 годах размещён в ангаре имени Яна Сикоры, одного из организаторов и автора проекта реконструкции павильонов. Среди экспонатов французский учебно-тренировочный Morane Saulnier MS-230 ET-2 (1932), истребитель De Havilland DH-82A Tiger (1932, Великобритания) транспортный Noorduyn Harvard Mk. IIB (1937, США), ночной бомбардировщик По-2 (1929, СССР), спортивный Avia Ba-122 (1936, Чехословакия) Представлен чешский бомбардировщик Aero Ab-11 на котором было установлено несколько мировых рекордов, а также он совершил демонстрационный полёт протяженностью в 13 тысяч километров по странам Средиземноморья.
- В ангаре имени генерала Карела Яначека, командующего чехословацкими ВВС в Лондоне в 1941-1945 годах, находится постоянная экспозиция по теме «Авиация времён Второй мировой войны», в том числе, советские самолёты Ли-2 (1942) истребитель Ла-7 (1943), штурмовик Ил-2 (1942), Zlin Z-381 (1945, Чехословакия) и другие модели.
- Экспозиция «Первые реактивные самолёты» размещена в ангаре, построенном в 1930-е годы и ранее использовавшемся для проведения временных выставок. Среди экспонатов британский истребитель Gloster Meteor F.Mk.8 (1944), Messerschmitt Me.262 «Schwalbe» (Германия), учебный Lockheed T-33 T-Bird (США).
- В последнем ангаре размещена выставка «Чехословацкая авиация после 1945 года» Среди экспонатов чешский истребитель Avia S-199 (1947), применявшийся в первой арабо-израильской войне . На самолёте Mraz M-1C Sokol были совершены беспосадочные перелёты по маршрутам Прага–Кейптаун и Брно–Алтай. Здесь же выставлен чешский Aero Ae-45(1947), который первым пересёк пустыню Сахара. Значительную часть экспозиции составляют советские машины Миг-19 (1953), Як-23, Су-7БМ (1962), Миг-21 (1951). Доступны для осмотра американские и шведские истребители Northrop F-5E Tiger N (1972), F-4M (1964) и J-35J(1955), а также вершина чешского авиапрома – основной учебный самолёт стран Варшавского договора Aero L-39X-05 Albatross. Представлены здесь и вертолёты, в основном, советского и чехословацкого производства. Дополняет экспозицию раздел по космонавтике.
Фотографии
Вход бесплатный, он открыт для посещений с мая по октябрь. Для посетителей работают кафе и магазин, где можно приобрести сувениры на память.
Добрый день! Скажите, пожалуйста, будет ли работать этот музей в ноябре? И то же самое про другой Музей авиации Stará Aerovka
В конце статьи есть информация на этот счёт, читайте.
Да, теперь увидел, спасибо!
Предостережение пользователям программы REDIGO: местоположение этого музея там указано ошибочно. REDIGO на самом деле классное приложение, есть карты чуть ли не всех туристических городов мира с указаниями достопримечательностей с фото и заметками, работает геолокация, я с удовольствием пользовался ею много где, но в Праге поплутал. Там еще есть места с авиационным уклоном. Местные жители искренне пытались помочь, но контингент (это рабочая окраина) не владеет языками и темой. В конце концов, войдя в школу пилотов, направили правильно, но от метро Letnany с женой в целом протопали километров 7. В музей запустили после его закрытия. В целом поражает доброжелательность тамошних чехов.
Кому как, после 4х месяцев проживания в Праге это не сложно
Пользуйтесь приложением в мобильниках «карты» роздел общественый транспорт
В Чехии общ.транспорт работает как швейцарские часы
Там по большому счету от станции метро Letnany идти пешком минут 20
Добрый день, подскажите можно ли посетить Летняны недалеко от Кбел и как это сделать?
Не совсем понял вопрос… Садитесь на метро до конечной Letňany, выходите «посещаете», всё. :)
Спасибо, а не знаете вход бесплатный? И есть ли смысл туда ехать если планируется посещение «Кбелы»?
Ране было бесплатно. Если увлекаетесь авиацией, стоит заглянуть.
Спасибо,заглянем )
Кажется две остановки. Мимо точно не проедете. Справа по ходу движения автобуса увидите в окно.
Завтра планируем туда попасть. От метро на автобусе туда долго ехать?
Добраться до музея — это задача! Лично я, считаю, что попал туда чудом. И второй раз вряд ли удастся. Но это того стоило! Те, кто неравнодушен к авиации, точно останутся довольны! Рекомендую!
А в чем сложность? Мы планировали на майские туда. Неужели не получится попасть??
Да плутанул я немного. Просто повнимательней нужно. Например смотреть до какой станции метро идет электричка, т.к. не каждая идет до «конечной». Это любой ветки касается. Потом на автобус надо сесть в нужную сторону. Вот и всех делов. Обязательно посетите. Останетесь довольны.
Спасибо Андрей,мы очень постараемся )