Kostel svatého Antonína Paduánského
Силуэт приходской церкви Святого Антония Падуанского, находящейся в районе Праги Голешовице, приковывает взгляд к этим окрестностям. Это самый важный костел Римской католический церкви в этом бывшем промышленном пригороде Праги.
Тернистый путь к возведению
Численность населения Голешовице к концу XIX века, когда поселение вошло в состав Праги, выросла до 10000 человек. Прежнее место проведения религиозных богослужений – церковь Святого Климента, — используемое еще с XIII века, перестало соответствовать требованиям времени: все прихожане не могли собраться вместе на службах. Потому в 1899 году возникла организация, которая занялась вопросом строительства нового культового сооружения в Голешовицах. Главой этого особого комитета был избран пастор Антонин Непил.
Было решено, что новый костел должен быть посвящен Антонию Падуанскому, красноречивому святому из ордена францисканцев, жившему в XIII веке, а из проектов был выбран предложенный в 1906 году Франтишеком Микшем, учеником прославленного архитектора Йозефа Мокера.
Первый камень в фундамент был торжественно заложен в 1908 году архиепископом Праги Львом Скребенским из Гржиште. Вскоре строительство прервали из-за нехватки средств. Спустя несколько лет удалось убедить министерство в Вене выделить деньги, и в 1912 году работы продолжились. Костел был завершен через два года, но по причине начала Первой мировой здание освятили без помпезности на шестую годовщину закладки первого камня – осенью 1914 года. Первым священником стал Антонин Непил.
От экстерьера к интерьеру
Согласно проекту Франтишека Микша, костел был возведен в неоготическом стиле, его длина равнялась 51 метру, а высота трех нефов насчитывала 21 метр. Дополняли строение с западной стороны, по образцу Тынского собора на Староместской площади, две башни, каждую из которых венчал характерный для готического стиля шпиль, подчеркивающий стремление к Богу. Вместе с этими конусами башни возвышались над площадью Штроссмайера на целых 63 метра (без шпилей в них было 58 метров). Окна четырехэтажных башен различались по размерам и форме, и самыми большими были окна верхнего этажа. Крыша была выполнена в форме неоготической конической площади.
Парадный фасад украсили изваяния святых, созданные скульптором и резчиком по дереву Стефаном Залесаком, работы которого находятся во многих чешских культовых зданиях. К первоначальным статуям Святого Антония, покровителя костела, Святых Кирилла и Мефодия добавились фигуры Святого Вацлава и Святой Людмилы Чешской, считающихся патроном и патронессой Чехии.
В оформлении главного алтаря тоже видна рука Стефана Залесака: Святой Антоний, Святой Вацлав и Ян Непомуцкий — его работа. Впрочем, как и резные украшения кафедры: на ней различимы четыре евангелиста, а по углам – портреты отцов церкви. Эту кафедру костелу презентовал, став кардиналом, Лев Скребенский.
Деревянный алтарь Девы Марии в южном проходе тоже был подарком титулованной особы – епископа Франтишека Брусака. Его украшением занимался академический художник Антоний Крисан. Над алтарем находится окно с изображением Девы Марии Староболеславской.
С северной стороны от входа в храм помещен резной алтарь Божественного Сердца Иисуса, оформление которого поручили выдающемуся скульптору Ченеку Восмику. Антонию Крисану принадлежат картины из жизни Христа и Вечеря Господня.
Окна оформлялись постепенно (имена меценатов указаны в их нижней части), витражи – искусная работа Крисана.
Здесь хранится Чешский Вифлеем Карла Штапфера, спасенный от немцев местным викарием. Его уникальность в том, что все герои вертепа, одетые как славяне, символизируют славянское единство.
В результате двух мировых войн храм лишился восьми колоколов. На башне с правой стороны сегодня находится 490-килограммовый колокол «Климент», пожертвованный собором св. Климента. На другой башне пребывает Вацлав весом в 1200 кг, так называемый колокол Свободы, подарок президента Вудро Вильсона Томашу Масарику в память о Декларации независимости Чехии.