Bývalý kostel sv. Anny (Pražská křižovatka)
Пражский костел св. Анны расположился у подножия Карлова моста в Старом городе. Вокруг него сплетено множество легенд, связанных с рыцарями, гуситами и несчастной любовью. На этом месте творческое вдохновение посещало многих чехов, в частности, романистку Каролину Светлу и основателя жанра литературного репортажа Эгона Эрвина Киша.
В 2004 г. костел св. Анны был включен в список 100 объектов культурного наследия мира, составляемый Всемирным фондом памятников, так как содержит уникальный уцелевший образец готического построения сводов – фрагменты аркад. Кроме того, сооружение может похвастаться крайне ценными настенными росписями – фресками, которые отражают поток чешских художественных стилей.
Уцелевшие готика и барокко
Упомянутое культовое здание было построено в XIV веке, а началась его история задолго до того – с дома, к которому примыкала ротонда X века, посвященная св. Лаврентию. После 1232 г. ротонду с круглым сводом и полукруглой апсидой облюбовали тамплиеры, существенно ее изменив: вместо апсиды и свода появилось продольное пространство, вокруг выросли костел и монастырь. Однако тамплиерам не суждено было долгое существование, и костел, с легкой руки правящего монарха Яна Люксембурга (Слепого), в 1312 г. перешел в собственность рыцарского ордена иоаннитов. Те, в свою очередь, продали сооружение монахиням из доминиканского ордена, которым покровительствовала королева Богемии.
Началась эпоха костела св. Анны (хотя здание не было переосвящено), включавшая реконструкцию в готическом стиле — с одним нефом высотой в 17,5 м, хором, 8-угольной скошенной башней, игрой светотени — и расширение территории конвента на пожертвования богатых родственников монахинь. В конце правления Карла IV оформление монастыря было завершено: добавлены лепной декор и ряд фресок придворных художников на северной и южной стороне пресвитерия («Поклонение волхвов», «Семь таинств» и «Оплакивание Христа»).
В период гуситских войн здание чудом уцелело, поскольку служил местом ссылки всех пражских монахинь, у которых отбирали все имущество.
С началом XVII века часть здания была перестроена в стиле позднего ренессанса, а в 60-х и 70-х г. того же столетия костел обрел черты раннего барокко и был расширен в соответствии с планами архитектора Джованни Доменико Орси – барочный стиль до сих пор прослеживается в лестницах, порталах и западном фасаде.
Славу приносили не только легенды о тамплиерах и влюбленных монахинях, но и церковная музыка, ведь органистом в 1732-1736 г. тут служил сам Кристоф Виллибальд Глюк, в будущем всемирно известный оперный композитор.
Из типографии в «Перекресток»
После нескольких веков существования религиозная жизнь оборвалась в результате реформы императора Иосифа II в 1782 году. Комплекс использовался как жилой квартирный объект, пока в 1795 г. не был куплен предпринимателем Яном Фердинандом Шенфельдом. Так бывшая церковь превратился в промышленное здание, где располагались издательство, книжный магазин, печатные машины, а затем и склад для бумаги. Внутри были возведены 4 этажа, чтобы адаптировать здание к новой роли, что повлекло за собой повреждения фресок, удаление старинного перекрытия и перенесение костей из склепов монастырских захоронений на кладбище.
Типография меняла одного владельца за другим, но никто не заботился о сохранение редкого архитектурного наследия. В 1982 г. бывшее культовое здание стало использоваться для нужд Народного театра, который вскоре заключил с Фондом Вацлава и Дагмар Гавелов (Vize 97) договор аренды на 99 лет. Так, благодаря поддержке Фонда и участию в проекте архитектора Эвы Йиржичной в период с 1998 по 2004 годы в здании удалили ненужные дополнения, законсервировали фрески, интерьер и экстерьер были полностью отремонтированы, включая сохранение огромных готических окон без узора.
Сегодня здесь разместился международный центр «Пражский перекресток» с целью ведения творческого диалога: 440 гостей может посещать концерты, лекции, публичные форумы и заодно лицезреть оригинальный готический неф и частично уцелевшие стены родом из XIV века.