Vyšehradský tunel
Вышеградский туннель является самым старым и самым коротким автодорожным туннелем в Праге. Он проходит через скалу Вышеград и соединяет районы Браник и Подоли, обеспечивая хорошую связь с центром города. Входные порталы туннеля выполнены в готическом стиле. Порты украшены средневековыми зубцами, а северный вход представляет собой небольшой каменный дом, что придаёт туннелю своеобразной романтики.
Начало строительства
Менее чем сорок метров в длину туннель занимает важное место в сети транспортного соединения Праги, так как соединяет южные районы с центром города. Строительство важного транспортного соединения на границе между вторым и четвёртым районом началось 110 лет назад — 26 мая 1903 года.
В то время, чтобы добраться из Подскали в Подоли и Браник, или наоборот, необходимо было пройти путь к скале Вышеград по разным улицам. Далее для прохода вокруг скалы население вынуждено было платить лодочнику за проезд по воде. Такая ситуация препятствовала свободной торговле, а именно перевозке в старый и новый город рыбы, овощей, фруктов и другого важного торгового товара. Доставка необходимой погрузки и разгрузки, а также перевозка грузовых вагонов через крепость Вышеград была очень длительная.
На рубеже XIX и XX века для развития пригородных районов строительство туннеля через скалу Вышеград и постройка набережной для автомобильного транспорта и пешеходов являлась абсолютной необходимостью.
Процесс строительства
Архитектор проекта — Уильям Дворжак. Прежде всего, главная трудность заключалась в разрушении скалы, и согласно письменным данным того времени для разрушения было использовано 4000 динамитных шашек. Далее необходимо было установить дренажный туннель. Подкладка стены выполнена очень тщательно из тёсаных блоков песчаника, и укреплена асфальтом и бетоном.
Препятствием для сооружения стало возражение поклонников старой исторической Праги, строительство объекта нарушило незабываемый вид на Вышеград. В результате решение было найдено и все проблемы решены с помощью корректировки обоих порталов, чтобы сформировать романтические средневековые очертания.
Наибольший объём работ во время раскопок туннеля и набережной был проделан в первый год строительства. Например, на протяжении года было раскопано 2000 кубометров твёрдых и мягких материалов, выкопано 490 ям, создано 250 шпунтовых стен, употреблено в общей сложности 1120 кубометров бетона для кладки стен площадью 10 тысяч квадратных метров и положено 506 метров квадратных накладок. В итоге он, 34 метра в длину и 9 метров в ширину, с небольшой задержкой, был открыт 11 декабря 1904 года.
В 1982 г., спустя 80 лет с начала строительства, в Вышеградском туннеле и прилегающем горном массиве произвели капитальный ремонт. В связи с закрытием дорог для передвижения пешеходы использовали крейсера, которые курсировали между районом Панкрац и яхт-клубом в Подоли. Сегодня это направление без особых проблем обслуживает Vyšehradský tunel и остаётся очень важной частью системы транспортной связи.
Пешеходный мост вокруг скалы
Недостаточная ширина объекта способствовала строительству моста для пешеходов и велосипедистов вокруг скалы. Стоимость моста оценивают в 30 миллионов крон, возведение которого частично финансируется из структурных фондов Европейского Союза. В июне 2008 г. была обработана проектная документация и европейская комиссия обещала помочь.
Капитальный ремонт
На протяжении ноября в 2008 году была проведена капитальная реконструкция,в ходе которой были отремонтированы 300 м дороги в направлении Вытонь – Подоли. Трамвайные пути чинили 26 лет назад и на время ремонта они пребывали в худшем техническом состоянии, по сравнению с остальными дорогами в городе. В итоге, старые панели были заменены на бетонные плиты с битумной поверхностью.
Ежедневно через этот участок проходит 20000 автомобилей, которым на время реконструкции пришлось использовать альтернативные маршруты. Для пассажиров были подготовлены не только запасные автобусные линии, а и трамвайные. Также жители могли использовать запасные паромные линии, которые курсировали между станциями Подоли и Вытонь.
Vyšehradský tunel – это не только уникальное техническое сооружение, которое отображает развитие и историю города, но и важная часть коммуникационной системы Праги.
А мост для пешеходов и велосипедистов вокруг скалы уже построен? Можно по нему погулять? Или всё так и осталось только в планах?
Был там примерно 2 месяца назад, ещё не был достроен.
Спасибо за интересную статью. Видимо, не нашла ее в процессе изучения вашего сайта.