Salmovský palác
В непосредственной близости от Пражского Града с величественной гордостью возвышается Салмовский дворец, в помещении которого сегодня организовывает выставки Национальная Галерея Праги.
Расположенный в историческом центре на Градчанской площади, рядом с Шварценбергским дворцом, он представляет собой роскошное неоклассическое здание с видимым влиянием стиля ампир.
Аристократический особняк приобрел свой нынешний архитектурный облик в начале XIX века. Здание эпохи Возрождения с тремя крыльями в свое время было местом нескольких мелких аристократических резиденций.
История строительства
Об особняке не было известно ничего вплоть до того, как в середине XVII столетия Матиаш Карел Штернберг купил несколько небольших усадеб в стиле ренессанс, которые принадлежали Сикстам из Траутсона и Беркам из Дубе. До сих пор на воротах сохранились знаки собственности Штернберга в виде короны и большой буквы «S».
В 1770 году особняк перешел во владение Йозефа Бредфельда, который в 1795 году передал его пражскому архиепископу В.Флорентану, князю древнего немецкого рода Сал-Салма, в честь которого и был назван. Архиепископ в начале XIX века начал преобразование дворца по проекту архитектора Франтишка Павичека в стиле «нового классицизма».
Согласно планам зодчего, особняк был реконструирован для жительства богатых горожан, поэтому комнаты содержали элементы роскоши эпохи Возрождения. К сожалению, Павичек умер, так и не увидев завершения строительства своего детища. Спустя 5 лет его приобретает граф Иосиф Шварценберг, который включил дворец в ансамбль с соседним особняком. Поэтому Salmovský palác на Градчанской площади иногда называют малым дворцом Шварценбергов.
После войны особняк был национализирован. В свое время здесь размещалось Швейцарское посольство. С 2003 года здание отдали Национальной галерее, которая в 2012 году провела в здании обширную реконструкцию.
Реконструкция
Салмовский дворец является частью наследия ЮНЕСКО. Его реконструкция, которая была поручена испанскому архитектору Хосе Луису Матео, началась в 2005 году. Перед дизайнером стояла задача соединить между собой Салмовский и Шварценбергский дворцы. Эта идея воплотилась в виде небольшой крытой постройки.
Все реставрационные работы были сделаны в соответствии с исторической архитектурой здания. В процессе были восстановлены элементы интерьера, лепнина, лестницы, полы, двери с фигурными рамами, перила, люстры, кафельная печь. В небольшом южном крыле создана реставрационная мастерская и хранилище с исследовательской базой.
Большинство окон были отреставрированы, и только несколько заменены на новые окна. То же самое касается всех внутренних дверей и других деревянных элементов.
Неотъемлемой частью строительных работ стала полная замена оригинальных деревянных полов. Необычно разнообразные восьмиугольные и извилистые узоры воссоздали богатое пространство комнат. Сегодня в трех комнатах с общей площадью более 150 м2 посетители, кроме выставленных произведений искусства, могут увидеть реставрированные полы с различного рода инкрустациями и мозаиками.
Сохранить оригинальный характер здания удалось и в ходе реконструкции фасада. Только западное крыло является единственной частью строения, которая остается неизменной с эпохи Возрождения.
Окончание реконструкции было завершено выставкой работ одного из самых известных чешских художников Франтишека Купки, приуроченная к столетию его презентации творческих работ в столице Франции. Сегодня Национальная галерея постоянно проводит временные выставки во всех помещениях здания.
Архитектура
Salmovský palác имеет небольшой французский дворик (курдонер), который скрыт от площади трельяжными воротами с массивной решеткой. Сам дворик выдержан в стиле минимализма, с небольшими акцентами. На фасаде западного крыла размещена мемориальная доска работы скульптора Яна Лауда. Слева, в передней части восточного крыла находится статуя Томаша Гаррига Масарика, общественного деятеля и одного из лидеров борьбы за независимость Чехословакии.
Здание не является в истинном смысле «домом» — это, скорее всего, постройки в горизонтальной плоскости, завершающиеся крышей, которая отделена от фасада. Разнообразие уровней и оригинальный дизайн придает ему лаконическую форму.
В наши дни здесь часто проходят выставки известных художников.
а кому памятник на 4-м фото?
заранее спасибо за ответ
К сожалению не знаю.
Госпожа Водичкова из Национальной галереи помогла с ответом (если кому интересно):
The statue is a portrait of one of the most famous czech painters of 19th century – Josef Mánes. The author of statue is Bohumil Kafka.
Спасибо!
Я была на экскурсии по Москве, где обратили внимание на французский смысл слова: курдонёр (cours d’honneur) — буквально «круг почёта», то есть круглый подъездной двор, по которому делали этот круг почёта кареты приезжавших гостей. Вот такая любопытная история слова :-)