Podskalská celnice na Výtoni
Туристам, приезжающим в Прагу и интересующихся жизнью и бытом обыкновенных горожан конца XIX века лучше всего посетить необычный музей старой таможни Подскали в Праге. Бывшая таможня на Вытони, находящаяся рядом c церковью святых Козьмы и Домиана – это все, что осталось от древнего рыбацкого поселения Подскали.
История
Первое письменное упоминание о селе Подскали (под горой) у реки Влтава (Vltava) датируется 1199 годом. Удобное расположение поселка очень быстро сделало торговлю древесиной и сплав леса одним из основных источников дохода местных жителей. В 1316 г. была издана привилегия, предоставляющая гражданам Подскали монополию на этот вид промысла.
Для сбора налогов (мыта) с продаж древесины в 1561 г. местный муниципалитет приобрел для этой цели здание сегодняшнего музея, о чем сохранились соответствующие документы. Впоследствии здание перепродавалось насколько раз, пока в 1833 г. дом не был продан частному владельцу. Это привело к угрозе сноса строения, но в 1927 году местные органы самоуправления выкупили здание бывшей таможни. В 1939 г. оно было передано в дар столичному музею.
Архитектура
Здание представляет собой великолепно сохранившийся образец поздней готики. Деревянная постройка с отштукатуренными стенами под черепичной крышей с традиционной планировкой дает представление о типичной зажиточной застройке XVI века.
Поскольку здание долгое время использовалось не только как административное, но как постоялый двор и трактир для сплавщиков леса и приезжих, это сказалось на его внутреннем функциональном убранстве. Особый интерес представляет деревянная лестница, которая является точной копией оригинала и пол верхнего этажа, сохранивший свою первозданность.
С 1671 г. над главным входом была закреплена эмблема, означающая потерю монополии на торговлю древесиной. В 1905-1914 годы растущий город полностью поглотил старый поселок. На месте разрушенных домов был проложен Вышеградский туннель, и чуть позже выстроена уютная набережная.
Экспозиция
Первая выставка в здании старой таможни была открыта в 1946 г. и изначально задумывалась как краеведческий музей старого Подскали, но со временем добавилась экспозиция, повествующая об истории пражского пассажирского и грузового пароходства. Со временем к коллекциям добавились экспонаты Музея сельского хозяйства, пражского городского архива, а также частных коллекций.
Следует отметить особую роль в создании фондов музея местного клуба Влтава (Vltava), который хранит традиции, связанные с жизнью на реке. На верхнем этаже до сих пор хранится архив клуба, а на отдельном стенде представлена его форма.
Создателям удалось собрать коллекцию редчайших фотографий, знакомящих гостей столицы с работой и бытом жителей Подскали конца XIX века. Макеты, созданные на основании первоисточников, позволяют увидеть поселок в более ранние периоды существования. Привлекает внимание и миниатюрная модель плота, дающая представление о тех гигантах в десятки метров длиной, связанных из бревен, сплавлявшихся по реке.
Здесь можно ознакомиться со снаряжением лодочников тех лет, старыми якорями, веслами и другими рабочими инструментами. Существует даже старая касса, сохранившаяся со времен Вытоньской таможни. В рамках выставки, посвященной основному когда-то промыслу района Подскали, вы увидите раритетное видео сплава последнего плота вниз по Влтаве.
История пароходства
О первой грузовой перевозке по реке Влтава, повествующей о прибытии корабля с грузом соли из Австрии, упоминается еще в 1550 г. Вниманию посетителей предлагаются рисунки и строительные чертежи деревянного грузового судна «Сифу», а также фотографии судов, используемых для буксиров барж и пароходов. Интересным экспонатом является оригинальный якорь буксира 1913 года. Грузовое судоходство было процветающим промыслом до конца 40-х годов XX века и завершилось после строительства плотины Орлик.
Историю пассажирского пароходства датируют с 1841 г., когда первое судно, спроектированное английским инженером Дж. Дж. Растоном, совершило первый круиз между Прагой и Дрезденом. Этот маршрут был регулярным и просуществовал более десяти лет. Постепенно количество пражских лайнеров возрастало; расцвет пассажирских перевозок пришелся на 1912 год. Особый интерес вызывают модели пароходов «Богемия» и «Влтава». Исторические документы достаточно подробно знакомят посетителей с этим периодом Подскали.
Посещение будет интересно любителям старины и архивных документов.
посещала я этот музей 9.04.2015.Если гид русскоговорящий,то он введёт в мир истории и будет интересно!
Но там увы! бабушка и дедушка ,говорящие только на чешском языке .
Материалы,предоставленные музеем интересны и впечатляют.
Того,чего мне не хватило для информации в музее ,спокойно нашла в просторах интернета и дополнила.
Получилась объёмная картина !
Можно посмотреть . Веха интересная!