Muzeum Stará čistírna odpadních vod
Из огромного числа чешских достопримечательностей, оригинальным и необычным можно считать «Экотехнический музей канализации и очистных сооружений» в Праге. Он расположен на берегу Влтавы и является довольно своеобразным архитектурным украшением пражской индустрии.
История пражской канализационной системы
История достопримечательности уходит своими корнями вглубь веков. Первое упоминание о системе относится к 1310 году.
В середине XVII века появился первый настоящий сток, называемый Клементинум. Вода подавалась из водонапорной станции, текла по построенному водопроводу, попадая в фонтаны, и уже затем в здания и конюшни. Так в Праге, в 1782 году появился первый большой канал.
По указу императора Иосифа II, в конце XVIII века, ведутся разработки по совершенствованию канализационной системы города. К работе приступает главный строительный управляющий – Франтишек Антонин Герберт. Он спроектировал около 20 км канализационных путей. Им было построено 35 каналов.
В конце XIX века, в 1889 году строительство системы было поручено английскому инженеру-строителю сэру Вильяму Линдли.
Первым значимым нововведением стало строительство очистных сооружений, поскольку Линдли утверждал, что разбавление стоков речной водой не решит всех проблем. Затем он предложил провести каналы в низкорасположенных районах города, чтобы отвести воду от подвалов. Но гениальной находкой Линдли было удаление сточных вод самотеком. Даже при выключенном паровом насосе, стоки удалялись без труда.
Его теория оказалась верна, и система канализации построенная лондонским инженером, стала наилучшим решением проблемы на долгие годы. Система прослужила городу до конца 60-х годов XX столетия. Этим подтверждается бесспорное качество системы. Именно канализационная система Линдли и является в настоящее время народным памятником Чехии, который был утвержден в 1991 году.
Что можно посмотреть
Отреставрированный в 1982 году завод очистных сооружений был преобразован в музей. Восстановлены старинные механизмы и агрегаты, отреставрировано множество подземных каналов и шахт.
Очистные сооружения
Экотехнический музей представляет для посетителей различные экспонаты, в числе которых насосная паровая станция. Насосы, установленные в 1903 году и изготовленные фирмой «Бритфельд-Данек и Ко », до сих пор являются рабочими. Их запускают в действие в торжественных случаях, для того чтобы продемонстрировать высокое качество старинных механических агрегатов.
Эстетика подземных каналов
Внешний вид здания представляет собой образец урбанистической строительной архитектуры, довольно строгой и упорядоченной. Но истинную красоту можно увидеть, спустившись в подземелье и попадая в шахты канализационной системы. Здесь существует свой, особенный экологический колорит.
Прежде всего, это можно отнести к необычным кирпичным поясам в сводах канала. Кирпичи были изготовлены по личному заказу Линдли, поэтому до сих пор обладают высочайшим качеством и прочностью. Благодаря уникальным кирпичным сводам, которые больше напоминают природный материал, чем изделия, туннели превращаются в настоящее произведение искусства.
Большое впечатление оказывает игра света в проемах, переходящих от эллиптической формы к круглой. Необычны формы технических агрегатов, старинных вагонеток, подчеркивающих индивидуальный стиль и неповторимость колорита пражских подземных лабиринтов.
Продолжая экскурсию, рекомендуется посетить Цизинецкий вход, расположенный под Староместской ратушей. Здесь, в необыкновенном по красоте сводчатом зале, можно увидеть слияние трех каналов. Настоящий эстетический восторг вызывает великолепная ленточная кладка.
Вместо заключения
Очистные сооружения и канализационные каналы Праги являются довольно необычной достопримечательностью, сочетающей в себе не только высоту технического прогресса и урбанизм характерной архитектуры прошлого века, но и высочайшую эстетику загадочных подземных лабиринтов старейшего европейского города.
Гармоничная завершенность этого замечательного объекта не перестает удивлять и восхищать многочисленных посетителей музея в Праге, одного из красивейших городов мира.
Билеты | Чешский язык | Английский язык |
---|---|---|
Льготный (дети школьного возраста, студенты и пожилые люди) |
90 крон | 140 CZK |
Взрослый | 180 крон | 240 CZK |
Семейный билет | 450 CZK | 620 Kč |
ZTP и дети из детских домов | 30 крон | 30 крон |
Группа из взрослых (10 человек) | 150 CZK | 200 CZK |
Группа льготников | 75 CZK | 110 CZK |
Школьные группы (18+ человек) | 60 CZK | 95 крон |
Бронирование для физических лиц не требуется.
Продолжительность тура около 60 минут.
Максимум число участников в группе: 25.
Посетили этот музей. Так вот, теперь он платный. Каждый час собирается группа, с англоговорящим гидом булет стоить 240 крон за одного человека (на чешском будет дешевле), плюс можно взять за 50 крон подземное путешествие по стоку на плавучем средстве.
Если честно жабка задушила :))
Спасибо, интересный музей. Добирались на 131-м автобусе от станции метро Hradčanská, советую заранее посмотреть, где находится остановка, нам пришлось побродить в поисках.
Забыл дописать, что в 2010 году там проводились съёмки фильма «Миссия невыполнима» с Томам Крузом. Скорее всего, в книге посетителей он оставил своё впечатление об этом месте. Потрудитесь поискать!)
Постарался попасть в этот музей, хотя сделать это нелегко — тот маршрут, который прокладывает любой навигатор, перекрыт из-за ремонта железнодорожного моста. Но это конечно временно! Да и в принципе до музея, как признались сами сотрудники, добраться нелегко — мало транспорта ходит в этом направлении. В этот день в музее был неприёмный день, но в том месте, где русские музейщики вывеской «ЗАКРЫТО!» повернут вас от ворот заведения на 180 градусов, в моём случае сердобольные чехи, забыв повесить соответствующую табличку, постыдились хлопать передо мной дверью и быстро нашли какого-то паренька-студента, подрабатывавшего там и знавшего английский на разговорном уровне. Мне показали все подземные коридоры, дающие фору знатным голливудским декорациям для фильмов ужасов, старинное немецкое оборудование установленное там ещё в начале XX века, а потом ещё и извинились за такие условия. Вообще музей довольно специфичный, он будет интересен больше для любителей всевозможных подземных полузаброшенных тоннелей — атмосфера там для них что надо!!!
В случае со мной конечно же я получил удовольствие от самого отношения к туристам! В России такого, к сожалению, нет (вспоминаются старые грубиянки многих столичных музеев, относящихся к туристам по принципу «ПАНАЕХАЛИ!»)