Kostel Povýšení svatého Kříže ‒ Kolodeje
Костел Воздвижения св. Креста в пражcком районе Колодеже ‒ памятник архитектуры XIX в. Отреставрированный в 2002-2003 годах храм представляет классический пример культового здания.
До начала XIX в. в предместье Праги Колодеже находилась только католическая часовня, освященная во имя св. Анны. Она была построена архитекторами Кшиштофом Минетти или Йоханесом Нонио на средства владелицей ближайшего замка принцессы Марии Терезы Савойской в 1722 году.
После создания отдельного прихода в Колодеже в 1804 году, часовня св. Анны оказалась слишком тесной для прихожан и была разобрана. Вместо неё для верующих был возведен просторный костел.
Небольшой храм в классическом стиле построен за короткий срок в 1806-1807 годах. Автор проекта церкви достоверно неизвестен, но, вероятнее всего, это были приглашенные принцем Лихтенштейном архитекторы Игнатий Шмидт или Йозеф Гармут. В 1928 и 1939 годах на средства прихожан были внесены незначительные изменения в облик здания.
Архитектура и реликвии
Костел Воздвижения св. Креста выстроен по базиликальному типу с плоским потолком над нефом и пресвитерием. Над его шатровой крышей возвышается многоугольная башня колокольни.
Внешне скромная церковь также аскетично выглядит и внутри, но в ней хранится несколько ценных исторических раритетов. В её нефе и галереях находится старинная мебель, доставленная сюда из разобранной в XIX в. церкви св. Варфоломея из Уезда-над-Лесом.
На колокольне костела Воздвижения св. Креста находится один из самых старых чешских колоколов. Сохранившаяся на нём надпись гласит, что он был отлит в 1486 году. В храме также размещена памятная доска о существовавших ранее в окрестностях Колодеже приходах и разрушенных теперь костелах в Литожнице и Лхотке над-Швалы.
Ещё одна достопримечательность церкви — её рождественский вертеп. Фигуры святых для него первоначально были сделаны резчиком по дереву Богумилом Бекой из Кутной Горы. Большинство из них были украдены в сложные периоды истории церкви в XX в, поэтому резчики Мирослав Гача и отец и сын Нахтигаль сделали для неё новые статуэтки. От оригинального вертепа сохранился только его резной фон, представляющий вифлеемский пейзаж.