Kostel svatého Šimona a Judy
В Праге очень много костелов, так сложилась историческая традиция. Каждый из них имеет свое лицо, представляет разные монашеские ордена. Костел святых Симеона и Иуды – это костел ордена братьев милосердия, возведенный при их больнице.
История
Храм построен на месте старой готической колокольни, от которой ко времени возведения постройки осталась только одна стена. Строительство велось в 1615-1620 году, храм освящен в честь апостольской пары (таково официальное название) Симеона и Иуды, которые были проповедниками слова Божья в Африке и погибли мученической смертью. Необычным для костелов Праги было то, что двое святых были покровителями храма, но так уж решили братья.
Орден братьев милосердия — один из нищенствующих орденов, основанный португальцем Жуаном Саудадо в конце XV века. Очень скоро его представительства возникли по всей Европе, потому что одной из главных целей монахов была помощь больным людям и падшим женщинам (в эпоху инквизиции это было почти одно и то же, ведь и те, и другие были изгнаны из общества). Монахи ордена милосердия сначала помогали в лечении, а потом и сами стали врачами. Их больницы были научными центрами. Монастырская больница и костел святых Симеона и Иуды помнит немало славных событий и имен, принесших славу чешским врачам-монахам. Например, именно здесь, в больнице при костеле, врачи провели первую в Австро-Венгерской империи операцию под наркозом.
В больнице при церкви до сих пор служат члены этого монашеского ордена.
Но не только медициной занимались братья. Они еще были превосходными музыкантами, самый известный из них – Теобальд Хельд, декан медицинского факультета.
Братья позаботились о том, чтобы в храме был самый лучший орган, и пригласили для его создания известного в Европе органного мастера Андреаса Вамбессера. Он сделал инструмент в 1724 году, который после реставрации в 1993 вновь зазвучал как прежде, тем более что клавиш органа касались руки великого Моцарта. Играл на инструменте и Йозеф Гайдн. Реставраторы с большим пиететом подошли к восстановительным работам, стараясь сохранить как можно больше оригинальных деталей инструмента.
Сегодня здесь проходят концерты симфонической, камерной, органной музыки, выступают известные хоровые коллективы, в том числе из России. Конечно, все это происходит с благословения членов ордена, которые, как и прежде, являются горячими поклонниками прекрасной музыки.
Архитектурный облик
Первое здание было построено в стиле высокой поздней готики. Сегодняшний облик храм обрел в XVIII веке, потому, вероятно, не был закрыт императором Йозефом II в ходе инспекции старых зданий Праги, проведенной лично правящим монархом.
Элементы высокой готики можно заметить в башне. Она имеет восьмиугольную луковичную крышу, под которой находится резной карниз. Резкие обломы (архитектурные элементы), вытянутые вверх готические окна, удлиненные пропорции ярусов — все это характерно для средневекового стиля архитектуры. Высота башни – 39 метров, а сверху открывается прекрасный вид на окрестности.
Орден братьев милосердия – конгрегация нестрогого устава, и это отразилось во внешнем виде самого здания. Это праздничная, светлая церковь. В отличие от мрачноватой готики, ежечасно напоминавшей человеку о его ничтожности перед господом, стиль высокого барокко утешал, приподнимал, звал за собой молящихся к радости, подавал им надежду на выздоровление.
Костел под красной черепичной крышей, нежного розоватого цвета, с просторными широкими окнами, дающими много света, множеством нарядных пилястров и аркадными фронтонами сразу привлекает взгляд. Он красив, но в нем нет излишней пышности и вычурности барочных дворцовых деталей, только статуи на фронтоне и крыше смягчают строгий в целом декор фасада.
Внутреннее убранство выполнено в том же стиле. В центре находится великолепный позолоченный резной алтарь, недалеко от него – орган. Он не очень большого размера, но звучание инструмента все равно превосходное. Алтарь украшен изящными скульптурами святых покровителей собора и распятием.
Костел святых Симеона и Иуды, как музыка, лечит душу и изгоняет хандру, дает возможность прикоснуться к высокому искусству, к вере, надежде и любви к ближнему.