Kostel svatého Martina ve zdi
Есть места в мире, где каждый камень, каждая стена, каждая колонна дышит историей. Таков костел святого Мартина в стене, который расположен в самом центре Праги, в Старом городе. Он много повидал на своем веку: история поворачивалась к нему и светлой, и темной стороной, но храм выжил.
История Названия
В конце XII века Прага активно строилась и разрасталась за счет предместий. Одним из таких был Уезд, небольшое поселение прямо напротив Вышеграда, на правом берегу Влтавы. Уезд имел покровителя – святого Мартина, и поселяне решили построить храм имени своего святого, что и произошло в 1178 году. Здание было однонефным, в романском стиле. Церковь святого Мартина тогда напоминала крепость. Полукруглый свод опирался на мощные стены и такие же колонны, и костел мог быть и местом общения с Богом, и местом укрытия от врагов.
Почему костел оказался в стене?
Уезд вместе с жителями был подарен чешскому королю Собеславу II и так вошел в состав Праги. А в середине XIV века Карл IV решил возвести новые крепостные стены, одна из которых разделила костел святого Мартина на две части. О причине такого плана до сих пор спорят исследователи и краеведы, но факт остается фактом: одна часть осталась в Старом городе, другая – в Новом. Но храм жил, хотя это было не первое его преображение. Осталось только странное название.
Архитектура: музыка веков, отраженная в камне
Костел святого Мартина строился в романском стиле ранних христианских построек. Сначала он имел один неф и полукруглую апсиду. Неф – вытянутое пространство, ограниченное с двух сторон колоннами. Сегодня одна такая колонна в церкви сохранилась, ее можно увидеть.
При Карле IV здание перестраивали в господствующем в то время готическом стиле: подняли колонны, сделали сводчатый потолок. Готика устремлялась ввысь, к Богу.
Последняя перестройка была в XV веке благодаря одной купеческой семье – семье Гольц, пришедшей из Кветнице. Их герб до сих пор на фасаде церкви. О них напоминает и маленькое помещение в одном из боковых нефов – личное молитвенное место. Тогда еще выше подняли костел, на полтора метра, сделали три нефа и нервюрный (реберный) потолок. На этом перестройки закончились.
Костел сгорел в 1678 году и был восстановлен, а в декоре храма появились барочные детали. Самое любопытное, что возникло в костеле после пожара, ‒ это расписанный деревянный потолок. В сценах из Ветхого завета можно увидеть праматерь Еву и праотца Адама. Ева обнажена, Адам в одежде. По тем временам изображение мужчин, кроме Христа и святых, было только на потолке Сикстинской капеллы, так что художник сильно рисковал, рисуя этих героев Библии. В 1779 году прихожане построили вход, через который сюда попадают прихожане и гости города.
Иозеф II, австрийский император, лично посетил пражские костелы в конце 70-х годов XVIII века и вынес вердикт: костел вреден для здоровья, и находиться там опасно. В здании средневекового храма сделали склад. Для церкви начались темные времена. Потом там были торговые лавки, в XIX веке ‒ ресторан, пока человек по имени Камил Гилберт не обратил внимания на остатки той самой романской колонны в ресторане и не занялся исследованиями. Благодаря ему костел начали восстанавливать. Сегодня это евангелическая церковь.
Дыхание истории: события и легенды
На крыше храма можно увидеть фигурку мальчишки. Он растянул рот в улыбке-насмешке. С этой скульптурой связана легенда об окаменевшем насмешнике: сын бедной женщины, вынужденной работать, был предоставлен самому себе и предпочитал весело проводить время, но не помогать матери. Однажды он влез на крышу собора и стал насмехаться над проходящей мимо процессией. Мать, увидев это, крикнула: «Окаменей!», что и произошло. С тех пор проказник сидит на крыше и напоминает всем о наказании за злые шутки.
Однако главное событие, связанное с храмом, знаменательно для истории гуситского движения. В центре собора установлена золотая чаша. Гуситы собирались здесь во времена, когда участники движения подвергались гонениям. Ян из Градеца, служивший в костеле, впервые начал причащать прихожан хлебом и вином. О том и напоминает золотая чаша. До этого вином причащались только священники, Ян из Градеца и гуситы таким поступком утверждали, что перед Богом все равны. С тех пор гуситов стали называть чашниками.
Кто знает, сколько еще легенд и историй хранят старые стены, но храм точно еще не раскрыл их все. Живая история – часть настоящего, костел святого Мартина в стене свидетельствует об этом.
В костеле проходят концерты классической музыки, продажа билетов осуществляется на месте. Зимой помещения отапливаются.
Добрый день, уважаемый праговед!
При составлении для себя программы пребывания в Праге я озадачилась днем прилета — 15 мая. Это понедельник, выставки не работают, экскурсий в этот день у меня нет, а попусту терять время не хотелось бы.
Нашла для себя на этот день два классических концерта: один проходит в костеле Св. Мартина-в-стене, на Мартиньской, в 18-00, программа примерно как у камерных концертов в Муниципальном доме; второй в Кафедральном соборе св. Клемента, на Карловой, в 19-00. Программа похожа и тоже хороша.
Что вы посоветовали бы выбрать из этих двух храмов, с учетом архитектуры, чтобы было что не только послушать, но и посмотреть. На вашем сайте инфо о св. Мартине есть (романский стиль, перестроенный в готику), а о Кафедральном соборе св. Клемента нет совсем.Вроде бы это — стиль барокко…
Не поможете с выбором?
Спасибо. Светлана.
Сразу скажу, я не любитель классической музыки. Из двух зданий мне больше симпатизирует собор св. Клемента.
Спасибо!
В конце XII века Прага активно строилась и разрасталась за счет предместий. Одним из таких был Уезд, небольшое поселение прямо напротив Вышеграда, на ЛЕВОМ берегу Влтавы. Влтава течет с юга на север, право и лево у чехов также как у всех нормальных народов.
Полностью с вами согласен. Спасибо, что заметили, поправили!