Kostel Panny Marie a svatého Karla Velikého
Экскурсия по святым местам Праги неизменно приводит путешественников в район Карлов — украшением этой части города уже многие столетия служит оригинальная церковь Девы Марии и Карла Великого.
Проект-подражание
В 1348 году Карл IV, правитель Чехии, ставший потом главой Священной Римской империи, основал Новый Город. Образцовой моделью для строителей стал святой город — Иерусалим. Поэтому хотя на возвышенности Нового Города первоначально простирались поля, луга, пастбища, сады и виноградники разных владельцев, монарх именно здесь решил построить храм в честь своего покровителя, императора Карла Великого, и заодно монастырь для каноников ордена святого Августина. Причем новое религиозное сооружение не только воздавало честь знаменитому завоевателю и просветителю, но и было частью грандиозного строительного проекта: по замыслу Карла IV, Новый Город должны были заполнить важные здания, утверждающие величие королевской Праги.
Первый камень в фундамент церкви был заложен в 1350 году Карлом IV в присутствии близкого советника монарха, первого архиепископа Праги Арношта из Пардубице. Финансировала строительство, начавшееся в 1351, королевская казна. Работа была поручена мастерской фламандца Матьё Аррасского, который начинал возведение собора св. Вита. Спустя 26 лет, в 1377, незаконченную церковь в готическом стиле освятил архиепископ Очко из Влашима (готический монастырь строился еще дольше). В церемонии приняли участие Карл IV и его первенец, впоследствии король Вацлав IV.
Точно не известно, почему церковь Девы Марии и Карла Великого была восьмиугольной, а не продольной, как прочие церкви Средневековья: возможно, это было намерение уподобить храм знаменитой церкви Карла Великого в Аахене (где император был похоронен) или желание монахов-августинцев прославиться нестандартностью планировки. В пользу первой версии выступает то, что в ней хранится подаренный монархом реликварий IV века, содержащий 3 зуба Карла Великого. По настоянию короля, зубы императора должны были оставаться на видном месте – на алтаре.
Во времена гуситских войн церковь и монастырь были опустошены. В 1498 году церковь снова освятили после ремонта. Уникальный готический свод высотой в 22,3 м, не имеющий центральной опоры, появился в 1575 году. Удар молнии, вторжение в Пассау в 1611 году, Тридцатилетняя война, пожар 1775 года внесли корректировки в интерьер и экстерьер храма. Три купола со шпилями были сооружены в стиле барокко, в котором выдержана также лепнина, алтари, скульптуры и картины церкви. На окнах появились ажурные неоготические витражи в виде пламени и геометрических фигур.
В 1708-1709 годах монахи решили построить в южной части церкви так называемую «Маленькая Палестину» — Святую лестницу и Вифлеемскую пещеру.
Лестница из красного мрамора была копией лестницы дворца Пилата в Иерусалиме, и по ее ступеням из уважения к страданиям Христа следовало передвигаться на коленях. В пещере с арочным потолком есть ниша Святого Семейства — Иисус лежит в яслях, а рядом с ним Дева Мария и приемный отец Иосиф. Статуи в натуральную величину были изготовлены в 1738 году — это самый старый вертеп в Праге.
Важная часть храма Девы Марии и Карла Великого — лик Девы Марии. Икона XVII века изображает Марию беременной. Этой картине приписывали чудодейственную силу, поэтому женщины в положении стали подносить Карловской Деве Марии дары, прося о благосклонности. Сегодня оригинал иконы находится в соседней церкви св. Аполлинария.
Легенда об архитекторе
Смелость автора сводчатого потолка породила миф. Неизвестный архитектор будто бы заключил договор с дьяволом о подсказках в строительстве. Когда зодчий работу закончил, он поджег леса, что в то время было легким способом их демонтажа. Из-за жуткого грохота все присутствующие обратились в бегство, а архитектор, думая, что его постигла неудача, утопился во Влтаве. Впрочем, ребристый свод без опор оказался прочным. По официальной версии, его создал Бонифаций Вольмут, придворный архитектор императора Фердинанда I.
Сегодня монастырь, пережив реформы Иосифа II, использование в качестве архива МВД, принял в стенах музей полиции, а храм используется в религиозных целях до сих пор.